Велика сила Веры

 

 

Наступивший 2023 год – год 80-й годовщины памяти жертв депортации калмыцкого народа. На эту тему было написано не мало материалов, поскольку молодому поколению важно узнать из первых уст о жизни в местах ссылки, о крепости духа людей, переживших неслыханную трагедию 1943 года.

Моя статья посвящена Вере Намыровне Кекеевой – женщине с большой буквы, с уникальной судьбой, которой пришлось пережить многое, а отчётной точкой всех ее жизненных препятствий стала Великая Отечественная война. В жизни Веры, как и всего калмыцкого народа, трагическую роль сыграла депортация в восточные районы страны (1943 г.). Эта дата, принесшая огромное горе, определила судьбы всех калмыков и также и судьбу моей героини. Мне посчастливилось познакомиться с Верой Намыровной лично и провести очень дружелюбную беседу, чему я безгранично рада. Об истории своей жизни и тяжелой судьбе она написала две книги, завещав их своим потомкам.

Когда началась война, семья их родственника выдавала сестру замуж, тогда наспех провели необходимые обряды, и все разошлись по домам. Вере на тот момент было всего восемь лет, а троим ее сестренкам — Люсе, Диане, Саре было и того меньше. Они жили в поселке Цаган-Нур Калмыцкой АССР. Родители девочек были очень образованными людьми, они вместе окончили с отличием Астраханский педагогический техникум.

В июне 1941 года отец Веры, Лиджиев Намыр Лиджиевич, добровольцем ушел на фронт. Мама, Лиджиева Аппя Нимеевна, пыталась успокоить маленькую Веру и говорила, что отца направили на краткосрочные курсы офицеров Красной Армии в город Можгу Удмуртской ССР. Извещение о гибели отца получили уже в 1943 году, когда Верочка училась в третьем классе.

– Ничего не предвещало беды, вечер 27 декабря 1943 был тихим, шел невероятно белый снег, а воздух казался таким чистым, что мама с Верой пошли набрать снега. И тут их окликнули двое мужчин и приказали идти домой и не выходить. В дверь 28 декабря постучали солдаты и сообщили, что всю республику выселяют в неизвестные края. Маму обманом выманили из дома в качестве переводчика, сказав, что ее не тронут, но, когда мама переводила приказ о ликвидации, она поняла, что ее обманули. Брали с собой все самое необходимое, старались взять теплые вещи, но все равно в продуваемых вагонах холод пронизывал до самых костей.

Прибыли вагоны в Ужур Красноярского края 14 января 1944 года ночью. Семью Веры поселили в деревню Изыкчуль Ужурского района Красноярского края, в колхоз имени Буденного. Вера продолжила учебу в третьем классе, мама работала на очистке зерна в колхозных амбарах, дедушка – сторожем в совхозе.

Первый раз в Сибири в 1945-м году посадили картошку весной, дедушки уже не было. Когда закончилась война, мама мечтала, что вскоре все наладится, но во время сильной пурги они заблудилась, мама заболела.

Вскоре из-за болезни 14 июня 1949 года Аппя Нимеева, прожив на свете 37 лет, умерла. Шестнадцатилетней Верочке не на кого было надеяться, были лишь ее сильные руки, которые брались за любую работу, чтобы прокормить своих сестер: Люсю, Диану, Сару.

Бедность немного отступила, и с 1957 года жизнь стала становиться лучше: снова прибыли на родную землю в Калмыкию. Муж Михаил часто болел, но вырастил детей, дал образование, женил двух сыновей, выдал замуж дочь, понянчил пятерых внуков. 27 апреля 1981 года Михаил скончался внезапно от гипертонического криза, ему было всего 53 года.

Сейчас у Веры Намыровны большая дружная семья, состоящая из 85-ти человек. Только очень сильный человек, оставшись с маленькими сестрами на руках, мог выжить в тяжелых условиях сибирской ссылки. Каждый, кто является прямым потомком, сегодня обязан появлением на свет Вере Намыровне. «В подростковом возрасте, после смерти мамы, я часто плакала и горевала, что у нас нет родственников. Мечтала всегда о большой родне. А сейчас у моих детей есть много родственников: двоюродных, троюродных, четвероюродных…», – пишет в своей книге моя героиня.

Мне выпала честь задать вопросы Верой Намыровне лично. Отвечая на вопрос «В какой момент пришла мысль написать книгу?», Вера Намыровна сказала: «Всю жизнь мечтала это сделать. Я решила, пока жива, надо писать, начала 14 февраля 2010 года и выпустила книгу к своему 80-летию. Вера Кекеева рассказывает, что в свой юбилейный, 2013-й год поехала в Ужурский район Красноярского края, где прошло голодное и холодное детство, нашла тот самый курган, на котором были похоронены ее мама и дедушка, и поклонилась праху усопших. «Эмоции переполняли меня. Нахлынули горькие воспоминания. Все пронеслось перед глазами: мучительный и долгий путь в холодную неизвестную Сибирь, потеря самых близких людей, сиротское детство, тяжелый изнурительный срок, постоянные голод и нужда, но вместе с тем доброта и сострадание сибиряков, помогавших калмыкам», – поделилась с волнением Вера Намыровна. Тогда и зародилась идея поставить памятник. И в 2014-м году недалеко от кургана, в березовой роще, сестры установили памятник маме, дедушке, односельчанам, навсегда оставшимся в далекой и холодной сибирской земле. Заведующая клубом п. Белая Роща Татьяна Витальевна Краева глубоко прониклась к трагедии репрессированных народов, она считает, что сложный этап жизни калмыков в Сибири – это неотъемлемая страница истории их села, и подрастающее поколение должно знать горькую правду. Дважды в год она проводит митинги: 28 декабря, в День памяти и скорби, и 14 июня, в день памяти мамы Веры Намыровны, и бережно хранит историческую память. Благодаря стараниям Татьяны Витальевны, в 2020-м году курган, где захоронены калмыки, был огорожен. «Это уже второе-третье поколение тех людей, которые помогли нам выжить. Сибиряки всё помнят. И ухаживают за могилами калмыков, умерших в депортации», – говорит с благодарностью Вера Намыровна.

Во время поездки в Сибирь произошли очень важные и радостные встречи. Вере Намыровне посчастливилось найти Нину Кочеткову, лучшую подругу сестры Люси, а также ученика своей мамы Петра Корчагина, который хорошо помнит свою первую учительницу, Аппу Нимеевну, и отзывается о ней с удивительной теплотой.

– Две книги уже вышли. Что они вам дали, притупилась боль? – спрашиваю собеседницу.

– Боль, конечно, притупляется, но она никогда не уйдет совсем, боль во всех воспоминаниях, которыми я делюсь в книгах. Когда писала, то постоянно плакала, вторую книгу сама не читала, потому что не могу: сразу все встает перед глазами, – с дрожью в голосе рассказывает Вера Намыровна. – Меня радует, что не только мои дети, внуки, правнуки будут читать, но и также многочисленные родственники. В книге – история семьи, это моя память на страницах. Пишу, чтобы будущие поколения знали свои корни, не теряли родственные связи. После моего ухода в иной мир мои потомки будут читать эту книгу, представлять свою прародительницу и брать, может быть, пример. Вспомнят добрым словом меня и сестер, переживших очень трудные военные годы, сиротство, нищету, голод, и тогда станут ценить и беречь жизнь и мирное время, в котором живут.

Вера Намыровна – одна из тысячи женщин-калмычек, испытавших ужасы войны и сибирскую ссылку.

Но, благодаря стойкости ее характера, она мужественно пережила все тяготы и лишения, доказала право на жизнь. Именно благодаря ее силе воли, выстояла их семья, выросли сестры, вышли замуж и пошли дальше корни многих семей. Вера Намыровна сегодня – счастливая мама, бабушка, прабабушка, любимая сестра и тетя. Название ее первой книги «Иду по жизни Верой», изданной в 2013-м году, глубоко символично. Пророческое от рождения имя всегда давало Вере надежду и веру в лучшее будущее.

 

 

Юлия Гермашева, студентка 4-го курса ИКФВ
направления «Журналистика»
КалмГУ им. Б.Б. Городовикова