Творчество художника как ресурс сохранения духовности народа. К 100-летию Г.О.Рокчинского

 

«Живопись как знак культуры» — под таким названием в Элисте прошла межрегиональная научно-практическая конференция, приуроченная к 100-летию со дня рождения народного художника РСФСР, член Союза художников РСФСР, основоположника современного изобразительного искусства Калмыкии Г. О. Рокчинского.

В течение этого года прошли юбилейные мероприятия не только в Элисте, но также в соседних регионах. Так, передвижные выставки были организованы в Волгограде, Астрахани, в регионах Северного Кавказа,  районах республики.

Накануне конференции в Национальном музее им. Н.Н.Пальмова  была открыта юбилейная выставка, ее посетители увидели, как хорошо известные  картины художника  «Мать-земля родная» (1964), «Рыбаки Калмыкии» (1967), «Прощай любезная калмычка…» (1969), «Журавлиная песня» (1972), «Хурул в Тюменевке» (1972), «Портрет Зая-Пандиты» (1979), «Лотосы» (1985), «Джунгария» (1990), «Запах лотоса» (1991), «Герой Отечественной войны 1812 Цо-Манджи Буратов» (1963), «Джангарчи Ээлян Овла» (1964),  но и впервые выставленные работы мастера из семейного архива.

С основным докладом «Живопись как знак культуры» выступила  дочь художника Батырева С. Г., доктор искусствоведения, председатель Калмыцкого регионального отделения «Ассоциация искусствоведов России», Почетный член Российской академии художеств.

В пленарной части также был представлен доклад «Творчество художника как ресурс сохранения духовности народа» доктора педагогических наук, профессора КалмГУ, заведующей кафедрой калмыцкой литературы и журналистики  Р.Б. Дякиевой.

Интересными были доклады гостей: так, с темой «Национальный образ Мира Г.О. Рокчинского в призме философии Г.А. Гачева» выступила  Плиева М.Г., кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения РСО-А ООО «Ассоциация искусствоведов», приехавшая из Владикавказа.  Доклад под названием «Концепт «Родина» в творчестве чеченских художников-шестидесятников»  представили Хамзатова З. Р., старший преподаватель кафедры музееведения и культурологии Чеченского госуниверситета им. А.А. Кадырова» и Осмаев А. Д., доктор исторических наук, профессор Чеченского госуниверситета им. А.А. Кадырова. В завершение Пленарной части конференции была представлена Презентация альбома-монографии «Живопись во времени и пространстве культуры», автором альбома – монографии является  С.Г. Батырева.

            Все докладчики были единодушны во мнении, что произведения Гарри Олеговича — особое искусство как носителя этнического сознания, чей художественный стиль сформирован генетической  памятью, хранящей  народное  видение мира. Выявление роли и места творческого наследия мастера в национальной культуре, определение вклада Г.О.Рокчинского в сокровищницу национальной культуры в целом, художественной, в частности, свидетельствуют о феномене творческого наследия художника, о масштабе таланта и самобытности его художественного мира.

Изобразительное искусство обладает языком, скрепляющим разные традиции, влияющим на формирование толерантного сознания, развитие гуманного и терпеливого отношения к культурам других народов.  «Калмыцкий художник Г.О. Рокчинский не замыкался в узко-национальной тематике, его творчество имеет глубокую общечеловеческую сущность. Об авторе следует говорить, как о художнике широкого масштаба. Его дар живописца – замечательное явление в общероссийском изобразительном искусстве», — отмечала в свое время искусствовед З.И.Борисенко в статье, посвященной творчеству художника. Зоя Ивановна далее на примерах  поясняла: «Русскому фольклору близок пейзаж Г. Рокчинского «Пруд» своим эмоциональным строем, душевной просветленностью и умением художника видеть поэзию в обычном. Глядя на этот пейзаж, вспоминаешь  оттенки и переливы зеленого цвета в бажовских сказах, возникают музыкальные ассоциации с музыкой балета С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке». Вспоминаются танцы самоцветов и алмазов, чудеса подземного царства, увиденные Данилой – мастером в недрах Малахитовой горы….».

В многонациональных регионах этнические традиции в искусстве выполняют не только этнодифференцирующие, но и этноконсолидирующие функции, способствуя взаимодействию и обогащению различных культурных и художественных направлений. «История нашего народа, как известно, вот уже более трёх столетий – неотъемлемая часть истории России» – отмечал художник и подтверждение этому его работы. На самом деле, изобразительное искусство, благодаря талантливым картинам художников – гуманистов, к числу которых, несомненно, относится Г.О.Рокчинский,  становится  универсальным языком межнационального диалога.

В целом, художественный мир Г.О.Рокчинского – уникальное, многогранное явление, представляющее особую ценность для культурного кода народа и расширяющее границы этнического мира искусства.

Вместе с тем творческое наследие художника – составная часть и значимый пласт  современного культурного ареала России, самобытная страница в развитии этнического восприятия средствами искусства в мировом художественном пространстве.

 

Есения Шевченко, Баина Чабанова, Энкира Чульчаева,

студенты 1 курса направления Журналистика ИКФВ КалмГУ