«Живопись как знак культуры» — под таким названием в Элисте прошла межрегиональная научно-практическая конференция, приуроченная к 100-летию со дня рождения народного художника РСФСР, член Союза художников РСФСР, основоположника современного изобразительного искусства Калмыкии Г. О. Рокчинского.
В течение этого года прошли юбилейные мероприятия не только в Элисте, но также в соседних регионах. Так, передвижные выставки были организованы в Волгограде, Астрахани, в регионах Северного Кавказа, районах республики.
Накануне конференции в Национальном музее им. Н.Н.Пальмова была открыта юбилейная выставка, ее посетители увидели, как хорошо известные картины художника «Мать-земля родная» (1964), «Рыбаки Калмыкии» (1967), «Прощай любезная калмычка…» (1969), «Журавлиная песня» (1972), «Хурул в Тюменевке» (1972), «Портрет Зая-Пандиты» (1979), «Лотосы» (1985), «Джунгария» (1990), «Запах лотоса» (1991), «Герой Отечественной войны 1812 Цо-Манджи Буратов» (1963), «Джангарчи Ээлян Овла» (1964), но и впервые выставленные работы мастера из семейного архива.
С основным докладом «Живопись как знак культуры» выступила дочь художника Батырева С. Г., доктор искусствоведения, председатель Калмыцкого регионального отделения «Ассоциация искусствоведов России», Почетный член Российской академии художеств.
В пленарной части также был представлен доклад «Творчество художника как ресурс сохранения духовности народа» доктора педагогических наук, профессора КалмГУ, заведующей кафедрой калмыцкой литературы и журналистики Р.Б. Дякиевой.
Интересными были доклады гостей: так, с темой «Национальный образ Мира Г.О. Рокчинского в призме философии Г.А. Гачева» выступила Плиева М.Г., кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения РСО-А ООО «Ассоциация искусствоведов», приехавшая из Владикавказа. Доклад под названием «Концепт «Родина» в творчестве чеченских художников-шестидесятников» представили Хамзатова З. Р., старший преподаватель кафедры музееведения и культурологии Чеченского госуниверситета им. А.А. Кадырова» и Осмаев А. Д., доктор исторических наук, профессор Чеченского госуниверситета им. А.А. Кадырова. В завершение Пленарной части конференции была представлена Презентация альбома-монографии «Живопись во времени и пространстве культуры», автором альбома – монографии является С.Г. Батырева.
Все докладчики были единодушны во мнении, что произведения Гарри Олеговича — особое искусство как носителя этнического сознания, чей художественный стиль сформирован генетической памятью, хранящей народное видение мира. Выявление роли и места творческого наследия мастера в национальной культуре, определение вклада Г.О.Рокчинского в сокровищницу национальной культуры в целом, художественной, в частности, свидетельствуют о феномене творческого наследия художника, о масштабе таланта и самобытности его художественного мира.
Изобразительное искусство обладает языком, скрепляющим разные традиции, влияющим на формирование толерантного сознания, развитие гуманного и терпеливого отношения к культурам других народов. «Калмыцкий художник Г.О. Рокчинский не замыкался в узко-национальной тематике, его творчество имеет глубокую общечеловеческую сущность. Об авторе следует говорить, как о художнике широкого масштаба. Его дар живописца – замечательное явление в общероссийском изобразительном искусстве», — отмечала в свое время искусствовед З.И.Борисенко в статье, посвященной творчеству художника. Зоя Ивановна далее на примерах поясняла: «Русскому фольклору близок пейзаж Г. Рокчинского «Пруд» своим эмоциональным строем, душевной просветленностью и умением художника видеть поэзию в обычном. Глядя на этот пейзаж, вспоминаешь оттенки и переливы зеленого цвета в бажовских сказах, возникают музыкальные ассоциации с музыкой балета С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке». Вспоминаются танцы самоцветов и алмазов, чудеса подземного царства, увиденные Данилой – мастером в недрах Малахитовой горы….».
В многонациональных регионах этнические традиции в искусстве выполняют не только этнодифференцирующие, но и этноконсолидирующие функции, способствуя взаимодействию и обогащению различных культурных и художественных направлений. «История нашего народа, как известно, вот уже более трёх столетий – неотъемлемая часть истории России» – отмечал художник и подтверждение этому его работы. На самом деле, изобразительное искусство, благодаря талантливым картинам художников – гуманистов, к числу которых, несомненно, относится Г.О.Рокчинский, становится универсальным языком межнационального диалога.
В целом, художественный мир Г.О.Рокчинского – уникальное, многогранное явление, представляющее особую ценность для культурного кода народа и расширяющее границы этнического мира искусства.
Вместе с тем творческое наследие художника – составная часть и значимый пласт современного культурного ареала России, самобытная страница в развитии этнического восприятия средствами искусства в мировом художественном пространстве.
Есения Шевченко, Баина Чабанова, Энкира Чульчаева,
студенты 1 курса направления Журналистика ИКФВ КалмГУ