«Свет таланта педагога-наставника В.А. Сухомлинского»

 

«Что самое главное было в моей жизни?

Без раздумий отвечаю: любовь к детям»

В. А. Сухомлинский

2023 год указом Президента Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Для своих читателей сотрудники научной библиотеки ФПО подготовили онлайн-презентацию научных трудов, посвящённую 105-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского. Василий Александрович – педагог-новатор советского периода, автор обучающей системы по образованию и воспитанию детей, член-корреспондент Академии педагогических наук, Герой Социалистического труда, Заслуженный учитель школы УССР.

Василий Александрович родился 28 сентября 1918 года в крестьянской семье, в небольшом селе Васильевка Херсонской губернии. После окончания школы крестьянской молодёжи летом 1933 года продолжил своё обучение в Кременчугском медицинском техникуме, после окончания рабфака подал документы в педагогический институт. В семнадцатилетнем возрасте будущий педагог — новатор смог устроиться учителем в заочную школу, которая располагалась недалеко от его родного дома, после перевел свои документы в Полтавский институт, который с отличием окончил в 1938 году.

В 1941 году Василий Сухомлинский записывается добровольцем на фронт, в январе 1942 года получил тяжелое осколочное ранение, которое не позволило ему продолжить военную карьеру, в звании младшего политрука его демобилизовали. В 1948 году молодого педагога направили в Удмуртию, где он занял пост директора средней школы. Как вспоминали многие, кто знал этого великого человека, «он жил школой и практически в школе».

За сравнительно недолгий период жизни Сухомлинский сделал для педагогики многое, его труды выходили миллионными тиражами, он создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

В. А. Сухомлинский защитил в 1955 году докторскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», он является автором многочисленных статей, брошюр, рассказов и монографий. Ключевым принципом педагогической системы Сухомлинского принято считать принцип «радость познания», потому что он стремился научить учеников любить науку, книгу, школу, чтобы знания стали главным интересом в их жизни. В сравнительно небольшой Павлышской школе одновременно функционировало около восьмидесяти объединений и кружков, как директор Сухомлинский всячески поддерживал учителей в их стремлении получать новые знания. Вокруг себя он собирал единомышленников, благодаря которым коллектив школы был очень сплочен и единодушен. Весь процесс обучения строился на основе «радостного труда», при этом большое внимание уделялось слову учителя, как некой истине.

Описывая портрет Сухомлинского как педагога, следует сказать, что это был несомненно внимательный, умный, чуткий, образованный и терпеливый человек, способный найти общий язык с детьми. Сухомлинский испытал горе и трудности в начале своего пути, однако жизнь вознаградила его за вклад в детскую педагогику. За книгу «Сердце отдаю детям», посвящённую воспитательной работе с дошкольниками и учениками начальных классов, В. А. Сухомлинский был посмертно удостоен Государственной премии УССР в 1974 году.

Необходимо отметить, что идеи В. А. Сухомлинского не потеряли своей актуальности и в наши дни, многие учителя используют их в своей деятельности, а сам Василий Александрович стал для многих легендой отечественной педагогики. В презентации «Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского» представлены научные труды педагога-новатора Василия Александровича из фонда научной библиотеки КалмГУ.

Т. Н. Фёклина, зав. сектором отдела обслуживания НБ