Стандартизация индикаторов достижения универсальных компетенций

 

Традиционно считается, что успех в профессиональной деятельности зависит от уровня профессиональных знаний, умений и навыков работника. Чтобы быть успешным специалистом, недостаточно одних лишь глубоких знаний и трудового опыта, нужно уметь устанавливать продуктивные отношения, работать в команде, слушать и понимать собеседника, разрешать конфликтные ситуации, обладать лидерскими качествами и способностью к мотивированию других и т. д. Всё это в современной дидактике высшего образования получило название «универсальные компетенции», то есть компетенции надпрофессиональные, необходимые для любого вида профессиональной деятельности, и не только профессиональной. Универсальные компетенции – важный элемент образовательного результата высшего образования.

Универсальные компетенции во ФГОС ВО 3++ едины для всех специальностей, направлений подготовки одного уровня образования. Критериями, позволяющими судить об освоении компетенций являются индикаторы достижения компетенций. По решению научно-методического совета КалмГУ от 17 марта 2023 года кафедрами института и факультетов совместно с отделом развития образовательных программ проведена работа по стандартизации индикаторов достижения универсальных компетенций в области системного и критического мышления, разработки и реализации проектов, командной работы и лидерства, коммуникации, межкультурного взаимодействия, самоорганизации и саморазвития, безопасности жизнедеятельности, инклюзивной компетентности, экономической культуры, финансовой грамотности, гражданской позиции.

 

Отдел развития образовательных программ