Школа юного литературоведа: весенняя сессия для учащихся общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия

В минувшую пятницу на гуманитарном факультете преподавателями кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы Орловой Е.А. и Манджиевой Б.В. с участием студентов 2-х и 3-х курсов направления «Отечественная филология (русский язык и литература)» проведена очередная весенняя сессия Школы юного литературоведа, на которую были приглашены учащиеся 10-11 классов.

Заявки на участие в работе Школы поступили из МБОУ «Элистинский технический лицей», МБОУ «СОШ №12», МБОУ «СОШ №21», МБОУ «КНГ им. Кичикова А.Ш.», МБОУ «РНГ им.преподобного С.Радонежского», МБОУ «СОШ №20», МКОУ «Чилгирская СОШ им. Филимоновой Л.А.».

Занятия начались с беседы доцента кафедры Манджиевой Б.В. со старшеклассниками о том, что же им нужно знать при выборе будущей профессии. Посвятить себя любимому и интересному делу – это настоящее счастье, вполне доступное каждому человеку. Чтобы верно расставить жизненные приоритеты и правильно определить траекторию развития, необходимо знать свои возможности, профессиональные склонности и интересы, учитывать требования той или иной профессии и ситуацию на рынке труда. Ребята с неподдельным интересом отвечали на вопросы, подразумевающие их знания о современных профессиях (маркетолог, витражист, бортпроводник и др.). А строки из стихотворений А.С. Пушкина заставили задуматься о поэзии как о творческой профессии, о возможностях и преимуществах филологического образования, о необходимости знания русской литературы на профессиональном уровне. Участники Школы продемонстрировали умение креативно мыслить, выбрав из предложенного списка «сверхъестественных способностей» то, что им больше всего подходит: способность летать, путешествовать во времени, быть невидимым, принимать облик других людей, животных, вещей и даже читать чужие мысли. «Примерив на себя» ту или иную способность, ребята рассказали о желании моделировать свое будущее, о стремлении понимать собеседника с «полуслова» и пришли к заключению, что стоит задуматься о выборе таких профессий, как историк, актер, археолог, ученый, педагог, филолог.

Далее Манджиева Б.В. провела с участниками Школы литературную разминку, цель которой – активизация знаний учащихся (литературоведческие термины) и подготовка к восприятию основной части запланированного мероприятия: ЕГЭ по литературе: выполнение заданий 11.1-11.5  (Манджиева Б.В.); Основы стихосложения: подготовка к ЕГЭ по литературе (Орлова Е.А.).

Традиционно сложным для выбравших ЕГЭ по литературе является написание полноформатного сочинения на литературную тему объемом не менее 200 слов. Внутренняя логика компоновки набора из пяти тем определена несколькими подходами: темы сочинений сформулированы по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII века, литературы XIX–XXI веков. В ряде случаев может быть предложен выбор: раскрыть тему сочинения на материале отечественной или зарубежной литературы. С участниками Школы были разобраны особенности формулировок заданий 11.1–11.5. Манджиевой Б.В. подробно проанализированы критерии оценивания, даны исчерпывающие рекомендации по выполнению всех требований; на конкретных примерах объяснено, что значит раскрыть тему глубоко и многосторонне; как на высокий балл привлекать текст произведения для аргументации и мн.др.

Анализ лирического произведения также является одним из самых сложных заданий ЕГЭ по литературе. Ст.преподаватель Орлова Е.А. разобрала основные трудности, связанные с интерпретацией стихотворений (задания № 6, 7, 8; 9.1., 9.2., 10); рассказала о приемах и инструментах анализа поэтического текста; объяснила принципы подбора литературного контекста для более убедительного сопоставления произведений в заданном направлении анализа. Ребята научились определять размер стихотворного текста, различать виды стихов (дольник, тактовик, акцентный стих, верлибр, белый стих, вольный стих, акростих и пр.).

Студентки 3 курса направления «Отечественная филология (русский язык и литература)» Борисенко Мария и Мисникович Мария, которые успешно совмещают учебу с работой по профилю в МБОУ «СОШ №3», провели с учащимися увлекательный урок-викторину по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Следующим этапом весенней сессии стал литературный квест, посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина, который организовали студенты 2 курса направления «Отечественная филология (русский язык и литература)». На разных станциях («Зеркало», «Черный ящик», «Литературный салон», «Без лишних слов», «Пазлы») школьники должны были из отдельных стихотворных фраз собрать оригинальное произведение А.С. Пушкина; согласно языку эмодзи – угадать строфы из стихотворений поэта; дописать к пушкинской строке собственную строчку, соблюдая стиль, ритм, подбирая рифму; по предметам, находящимся в черном ящике, определить название произведения А.С. Пушкина; прочитать в зеркальном отражении письмо поэта, определив адресата и по какому поводу оно было написано; отгадать зашифрованные в  QR-кодах произведения А.С. Пушкина. Все победители и участники получили сладкие призы за активное участие в квесте.

В завершении мероприятия преподаватели кафедры подвели итоги весенней сессии, вручили сертификаты учащимся школ, пожелали им удачи на экзаменах и пригласили на гуманитарный факультет. А 10-классников будем ждать на следующий год в Школе юного литературоведа. Надеемся, что выпускники сделают осознанный выбор в пользу КалмГУ.

Манджиева Б.В., Орлова Е.А., преподаватели кафедры русского языка и общего языкознания,

русской и зарубежной литературы