«Проективная образовательная среда» для преподавателей

 

В рамках образовательной политики Приоритета – 2030 рабочими группами проектов «Развитие предпринимательских компетенций у обучающихся» (Аксенова Т.Н., Арашаев А.В., Батырева Д.Б., Гермашева Ю.С., Файзиев Р.М.) и «Трансформация образовательных программ высшего образования» (Сумьянова Н.Б., Назарова Т.Е., Лиджиева Л.А.) было проведено завершающее второй квартал мероприятие «Митап «Проективная образовательная среда».

На митап приглашались преподаватели от всех факультетов. Мы планировали вовлечь коллег в активное обсуждение следующих вопросов:

О проекте «Развитие предпринимательских компетенций у обучающихся»: кто, как и для чего включается в «воронку проектной деятельности»? (Аксенова Т.Н., Батырева Д.Б., Гермашева Ю.С., Арашаев А.В., Файзиев Р.М.).

Модуль по развитию предпринимательских компетенций: к какому результату стремится университет? (Сумьянова Н.Б., Назарова Т.Е., Лиджиева Н.А.).

Что важно «взять» в «проектный» модуль: видение педагогов.

Обсуждение получилось довольно жарким, так как уже сейчас накопилось множество вопросов, в том числе выходящих за рамки проекта «Развитие предпринимательских компетенций у обучающихся». Возникли вопросы, которые определенно демонстрируют необходимость экосистемного подхода к проектам и стартапам не только с образовательной стороны, но и со стороны инновационной политики.

Например, «Как и какие средства будут поддерживать и развивать стартапы?», «Кто будет вкладывать деньги в стартапы?», «Приведите пример стартапов у юристов», «Какова дальнейшая судьба ВКР-стартапа?», «Конкретизируйте конечный результат стартапа, в каком виде, в какой стадии его реализации?» и др.

Также коллег интересовал вопрос мотивации руководителей ВКР «Стартап как диплом». Пока не сложилось устойчивого понимания, что проектная работа, результатом которой становятся студенческие стартапы – это не свободный выбор, а формат доказательства профессионализма педагогического состава.

Как отметил в интервью, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Евгений Савеленок, «форматов защиты диплома сегодня много. Его можно защищать в формате НИР, проекта, кейса, портфолио, а теперь еще и в формате стартапа. Это самый сложный из всех известных форматов диплома. …Стартап как диплом не может существовать отдельно от университета. Для того чтобы студенты хотели и научились защищать диплом именно в этом формате, и чтобы из этого вырастали бизнесы, формат должен быть впаян в общую инновационную инфраструктуру университета. А сначала в нее должны быть впаяны студенты и преподаватели. Нужен определенный градус инновационности всего университета, чтобы формат «Стартап как диплом» приносил университету бизнесы, а не только галочки в министерской отчетности».

Вспоминая модель изменений Коттера, мы только на первом шаге к переменам из восьми – это создание ощущения срочности. На этом этапе сотрудники осознают необходимость и срочность перемен, и, что будет создана поддержка. Необходим открытый, честный и убедительный диалог, который убеждает сотрудников в важности принятия мер. Этого можно добиться, поговорив о потенциальных угрозах или обсудив возможные решения. К этому стремилась наша объединенная рабочая группа.

Поэтому в завершающей части встречи коллегам в малых группах было предложено обсудить накопленный опыт в проектной деятельности и ответить на главный вопрос «Что мы «возьмем» в работу над проектным модулем, чтобы получить результат «Стартап как диплом»?

До этого этапа дошли коллеги, у которых не только было что спросить, но и сказать.

Каковы же результаты, что важно:

усилить нормативное сопровождение стартапов;

продолжать встречи с работодателями для поиска идей, корректировки имеющихся идей;

организовать конкурсы стартапов с финансовым сопровождением победителей и призеров;

стимулировать преподавателей – руководителей проектов;

инструментальная обеспеченность (оборудование, программное обеспечение);

усилить исследования рынка, потребность рынка в идее и стартапе;

изучить примеры чемпионатов «Worldskills», «Абилимпикс» и опыт проектной работы наших преподавателей и студентов;

работа должна быть планомерной и системной, а не хаотичной;

продолжать сетевое межвузовское взаимодействие;

создание центра «Успешный стартап».

 

Коллеги с профессиональным азартом обсуждали общее видение,  огонек зажгла Елена Огаевна Учурова, поделившись своим  уникальным опытом проектной работы со студентами.

Решения пока не новые, скорее обобщающие пройденный путь каждого участника, но за первой встречей будут следующие, важно укреплять ниточки коммуникаций, которые наладились в преодолении различных сложностей.

Благодарим всех коллег, преодолевших свое сопротивление, готовых не только искать решения, но и создавать новые смыслы!

 

Рабочая группа проекта

Аксенова Т.Н.

Арашаев А.В.

Батырева Д.Б.

Гермашева Ю.С.

Файзиев Р.М.