Подведены итоги студенческой олимпиады по литературе

Ежегодно студенты младших курсов направления «Отечественная филология (русский язык и литература)» участвуют в  олимпиаде по литературе, которую проводит кафедра русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы.

Олимпиада по литературе – это особая форма интеллектуального состязания, которая дает возможность проверить знания студентов; определить уровень сформированности литературоведческих компетенций, соответствие их требованиям государственного образовательного стандарта; повысить мотивацию обучающихся к изучению художественных произведений; выявить и поддержать наиболее талантливых студентов, обладающих литературной эрудицией, знанием истории и теории литературы.

26 апреля 2023 года в рамках дней студенческой науки прошла олимпиада по литературе для студентов 1 и 2 курсов направления «Отечественная филология (русский язык и литература)».

Целостный анализ художественного текста – основное задание в любой олимпиаде по литературе. Студентам было предложено проанализировать на выбор прозаический или стихотворный текст (рекомендуемый объём – от 300 до 400 слов). Проза представлена рассказом А.П. Платонова «Уля», а лирика – стихотворением А.С. Кушнера «Слово «нервный»…». Критерии оценивания заданий традиционные: понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное, адекватное, аргументированное раскрытие этого смысла в динамике –  через конкретные наблюдения, сделанные по тексту; композиционная стройность работы, связность и логичность текста, уместность цитат и отсылок к произведению; владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы; историко-литературная эрудиция, уместность и интерпретационная обоснованность использования фонового материала из области культуры и литературы, отсутствие фактических ошибок; общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

Для выполнения творческого задания «Музейная витрина: от эпиграфа к вещам-экспонатам» студенты должны были представить себя сотрудниками Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, которые принимают участие в подготовке выставки «Любимые вещи русских писателей». Студентам необходимо было описать вещи любого писателя ХХ века, которые выставлены на витрине (стенде) музея, и создать музейную «легенду» для каждой вещи, чтобы экскурсовод мог рассказать о ней посетителям. Оценивались оригинальность истории, развернутый сюжет, логика, богатство речи.

По итогам проверки олимпиадных работ были определены победитель и призеры олимпиады: 1 место заняла Борисенко Мария (2 курс), 2 место – Мисникович Мария (2 курс) и 3 место – Сязина Елизавета (1 курс). Можно отметить достаточно высокий уровень знаний студентов по литературе, широкий литературный кругозор, умение глубоко воспринимать прочитанное и готовность решать нестандартные филологические задачи.

Поздравляем ребят, показавших отличные результаты, и желаем постоянно совершенствоваться, стремиться к новым знаниям и развивать свои профессиональные навыки!

 

 

Орлова Е.А., старший преподаватель

кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы