Педагогические идеи К.Д. Ушинского в современном образовании

В рамках реализации Стратегического проекта «Устойчивое развитие городов и территорий и качественное образование факторы сохранения и развития человеческого капитала Республики Калмыкии» Программы развития КалмГУ до 2030 г. для приобщения педагогов и обучающихся Калмыкии к инновационному потенциалу творческого наследия великого просветителя К.Д. Ушинского 21 апреля 2023 года в Калмыцком государственном университете имени Б.Б. Городовикова состоялся региональный круглый стол на тему: «Педагогические идеи К.Д. Ушинского в современном образовании».

Координаторами организации и проведения мероприятия выступили Даржинова Светлана Владимировна, к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики высшей школы и Кекеева Зинаида Очировна, д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики высшей школы.

Главная цель мероприятия: осмысление инновационного потенциала творческого наследия великого просветителя и формирование устойчивого интереса педагогов и обучающихся к его профессионально-педагогической деятельности.

Задачи мероприятия:

— расширение научно-исследовательского поиска в рамках актуализации инновационного потенциала идей К.Д. Ушинского;

— формирование устойчивого интереса у педагогов и обучающихся к изучению творческого наследия К.Д. Ушинского и использованию в   личностно-профессиональном развитии;

— актуализация субъектной позиции обучающихся в контексте идей и представлений К.Д. Ушинского, применимых в современной образовательной практике.

Перед началом заседания с приветствием к участникам обратилась Мантаева Эльза Ивановна, проректор по экономике и инновациям КалмГУ. Она пожелала успехов и отметила, что проведение такого мероприятия весьма важно в условиях глобального кризиса мировой цивилизации, преобразования отечественной системы образования. Обращение к историко-педагогическому наследию Константина Дмитриевича Ушинского дает возможность конструктивно решать проблемы, возникающие в инновационных процессах, которые сегодня отмечаются в педагогической науке и образовательной практике. Не менее важно и то, что К.Д. Ушинский жил во времена великих социальных реформ России, и эти реформы требовали действительно инновационных решений. И соответственно эта инновационность органично заложена в творчестве К.Д. Ушинского. А поскольку мы живем во времена все ускоряющихся инноваций, то растет и востребованность педагогического наследия Ушинского с его исключительно творческим потенциалом.

Открывая дискуссию, модератор Даржинова Светлана Владимировна, к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики высшей школы, отметила, что творческое наследие К.Д. Ушинского многозначно и многогранно, оно наполнено значениями, которые в каждое новое время развертываются новыми смыслами и новым содержанием и призвала участников Круглого стола в новых современных реалиях переоткрыть его наследие и раскрыть новые   грани. Затем она предоставила слово студентке 2 курса магистратуры направления ППО, профиль педагог-психолог Очировой Баире Николаевне, которая представила вниманию присутствующих презентацию на тему: «Идеи К.Д. Ушинского в развитии функциональной грамотности», подготовленную под научным руководством Кекеевой Зинаиды Очировны, д.п.н., профессора. Далее Спиридонова Людмила Юрьевна, ассистент кафедры философии и культурологии КалмГУ, обратила внимание присутствующих на философские аспекты творчества великого педагога, а Беляева Балюта Иринденовна, к.п.н., доцент кафедры агроинженерии ИТФ поделилась своими мыслями о принципе наглядности в педагогической системе К.Д. Ушинского.

В 2022 году в системе образования Калмыкии началась реализация значимого проекта «Психолого-педагогические классы», научно-методическое руководство которым осуществляет Кекеева З.О., д.п.н., профессор КалмГУ. На данный момент открыты 17 классов. Этому событию в контексте идей К.Д. Ушинского посвятила свое выступление Усалко Марина Владимировна, кандидат философских наук, зам. директора МБОУ СОШ № 12.

Всем своим творчеством К.Д. Ушинский доказывал определяющую роль учителя в развитии человека и общества. Именно в этом ключе выступила Лиджиева Татьяна Владимировна, учитель калмыцкого языка и литературы Хар-Булукской СОШ, студентка 1 курса магистратуры направления Психолого-педагогическое образование, профиль Педагог-психолог. На примере деятельности Лиджиевой Ирины Григорьевны, учителя Хар-Булукской СОШ, безвременно ушедшей в период пандемии, она показала, как талантливый учитель может оказать позитивное влияние на развитие личности ученика.

О роли краеведения в контексте педагогической системы К.Д. Ушинского говорили Очирова Кермен Бадмаевна, зам. Директора Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения и Максимова Ольга Саврушевна, методист Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения.

Весьма широко применяют идеи К.Д. Ушинского в методике преподавания русского языка. Его исходной идеей в понимании роли языка является: язык есть духовное явление. Под научным руководством Коваевой Баир Макаровны, к.ф.н., доцента кафедры калмыцкой литературы и журналистики ИКФВ, студентка 1 курс ГФ Мироненко Анастасия Игоревна и Камкаева Елизавета Радиевна, ИКФВ, 3 курс, зарубежная филологии (калмыцкий язык и литература, иностранный язык) подготовили сообщение «О роли родного языка в воспитании ребенка».

Пять лет Ушинский жил за границей, где знакомился с состоянием школьных дел. К тому времени педагог создал такие замечательные труды, как «О нравственном элементе в народном воспитании», «Проект учительской семинарии», «Детский мир и антология», «Педагогическая поездка в Швейцарию», за границей Ушинский создал учебную книгу «Родное слово» и написал два тома капитального труда «Человек как предмет воспитания». Он очень высоко оценивал успехи Германии в обучении и воспитании. В этой связи участникам было интересно услышать к.п.н., доцента кафедры германской филологии ГФ Дальдинову Эльзу Очир-Горяевну, подготовившей сообщение «Современная система образования Германии».

О значении музейного пространства в вузе выступила директор музея КалмГУ Нурова Герля Владимировна. Своими мыслями об эстетическом развитии личности в контексте идей К.Д. Ушинского поделилась с участниками круглого стола Ковалева Тамара Ивановна, к.п.н., доцент кафедры калмыцкой литературы и журналистики. О том, как реализуются идеи К.Д. Ушинского в рамках внедрения национально-регионального компонента на уроках английского языка, рассказала Буваева Зинаида Радионовна, учитель английского языка МБОУ СОШ № 23 им. Эрдниева П.М. Своим опытом реализации модели наставничества делилась с присутствующими Шовунова Наталья Гумбатовна, зам. Директора по ВР РНГ имени Сергия Радонежского.

Об участии в Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Константина Дмитриевича Ушинского» рассказала студентка 2 курса магистратуры направления ППО, профиль педагог-психолог Убушаева Виктория Владимировна. На конкурс под научным руководством Даржиновой Светланы Владимировны ею была представлена творческая работа «О значении педагогического наследия К.Д. Ушинского», которая была признана одной из лучших и рекомендована к публикации в электронном сборнике, посвященном К.Д. Ушинскому.

Активное участие в дискуссии приняли Мондрунова Айса Александровна, зав. Кафедрой дошкольного и начального образования КРИПКРО; Кекеева Зинаида Очировна, д.п.н., профессор КалмГУ; Харченко Татьяна Алексеевна, зам.директора по НМР МКОУ «Приютненская многопрофильная гимназия» и др.

Подводя итоги Круглого стола, модератор дискуссии Даржинова С.В., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики высшей школы отметила: «Участники нашего Круглого стола показали, что творческое наследие К.Д. Ушинского идеально вписывается в современное образование, продолжает оставаться его фундаментом, основой и содержанием; смысловой и отчасти содержательной основой воспитания и обучения личности, придавая новый смысл и новый мощнейший импульс ее развитию. Вместе с тем творческое наследие Константина Дмитриевича наполняет также смыслом деятельность каждого педагога и учителя. Если мы возьмем любую работу Ушинского, то увидим, насколько они созвучны нашему времени, сколько в его работах идей, которые можно использовать в современной науке и современном образовании. Среди них: изучение родного языка, трудовое воспитание, патриотическое воспитание, народное образование, женское образование, профессиональная подготовка учителя и т.д. И за каждую из этих проблем у него болела душа. К.Д. Ушинский дает свои решения обозначенных проблем, которые до сих пор остаются классическими. Но если выделить самую важную педагогическую проблему его творчества, значимую и для него, и для нашего времени, то это будет проблема духовно-нравственного воспитания. Здесь он дает ответы, которые важны не только для его времени, но и для нашего. При этом без понимания этого аспекта его педагогического наследия для нас принципиально закрыта педагогика Ушинского даже там, где она активно используется».

В заключение Светлана Владимировна поблагодарила работников Научной библиотеки КалмГУ за подготовку экспозиции «Научное наследие К.Д. Ушинского»; присутствующих преподавателей, учителей и студентов  за активное участие, а также выразила благодарность от лица коллектива КалмГУ Министерству образования и науки РК, КРИПКРО, коллективам школ-участниц проекта «Психолого-педагогические классы РК», РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского, Хар-Булукской СОШ, Приютненской многопрофильной гимназии, МБОУ СОШ № 23, Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения и др., внесшим свой посильный вклад в реализацию данного научного мероприятия.

Материал подготовила:

Даржинова С.В., к.п.н., доцент кафедры

психологии и педагогики высшей школы