Открытое занятие профессора Р.Б.Дякиевой

 

Открытое занятие по теме «Актуальная повестка современных СМИ: жанрово – тематические особенности» в рамках реализации программы

дисциплины «Проблемы современности и повестки дня СМИ» было проведено  доктором педагогических наук, профессором Р.Б.Дякиевой. Открытое лекционное занятие было организовано для магистрантов 1 курса обучения направления Журналистика, профиль Медиакультура и коммуникации.

Открытое занятие полностью соответствовало всем требованиям и включало в себя план, состоящий из основных частей: организационный этап, закрепление пройденного материала, теоретическая часть — получение новой информации по теме исследования, обратную связь слушателей для определения освоения материала Открытого занятия.

В своей работе преподаватель использовал информационный и наглядный иллюстративный  материал, различные издания  по теме Открытого занятия.

В ходе занятия магистранты узнали о том, что информационная повестка дня – это своеобразный список тем и событий, которые телеканалы считают наиболее важными и включают в число освещаемых, иначе говоря, определенное «информационное меню». Можно определить ее и как картину, мира, профильтрованную через СМИ, и информационная повестка изданий является составной частью  медиа-реальности.

Раиса Батнасуновна обратила внимание на то, что на формирование повестки дня влияет несколько факторов. Первый: конкуренция каналов. Чтобы не проиграть в борьбе за зрителя, нужно не упустить действительно важные темы, к которым будет приковано внимание общественности. В итоге список тем у разных СМИ может почти полностью совпадает.

Вторым фактором формирования повестки дня одного или нескольких каналов является политический (или экономический) заказ. В результате влияния этого фактора на экран могут попасть несущественные с общечеловеческой точки зрения события. Распространение «заказной» журналистики, в том числе и в новостях, началось на российском телевидении еще в середине 90-х. Особенно горячая пора наступает для телевидения во время выборов. В это время в эфир выходит огромное количество «нужных» сюжетов, причем значительная часть из них официально не является рекламой (то есть не оплачивается официальными деньгами из избирательного фонда и не учитывается как рекламное время кандидата), сообщения о том или ином кандидате подают в виде новостей.

Наконец, повестку дня формируют и личные пристрастия телевизионного руководства. Они, как и указания «сверху», могут создавать редакционную политику канала, одним из ключевых компонентов которой и является формирование повестки дня.

Определяя список наиболее важных, по их мнению, новостей, СМИ не просто выдают информацию о событиях, но и во многом определяют их важность для телезрителей. Принимая решение о том, какие новости включить в программу, журналисты «устанавливают приоритетность новостей для медиа-потребителей» , то есть оценивают их значимость, исходя из своего восприятия их важности для телезрителей.

Таким образом, информационная повестка дня активно влияет на формирование пласта личных повесток. Вообще, сфера повесток дня представляет собой сложную многоуровневую структуру, в которой выделяется несколько слоев – от глобальных до личных. И «информационная повестка дня» – лишь часть одного из пластов.

 

 

Елена Кичкина, магистрант 1 курса направления «Журналистика»:

— Тема, связанная с информационной повесткой дня, сегодня очень актуальна. Могу сказать как потребитель информации, что не всегда повестка совпадает с твоими интересами и пожеланиями. В этом плане важно учитывать общественное мнение. Но на формирование повестки дня СМИ влияют самые разные факторы, о которых рассказала  в ходе занятия Р.Б.Дякиева. Мы получили много полезной информации. Благодарим за познавательное занятие.