О роли музея в образовательных учреждениях Калмыкии

 

Анализируя состояние российского общества, исследователи отмечают, что сегодня оно претерпевает значительные изменения в многих сферах жизни (социокультурная, экономическая, политическая и др.). Для граждан открылись новые возможности, такие как открытость общества, гибкие профессионально-образовательные траектории в течение всей жизни, возможность взаимодействия с работодателями в удаленном режиме и многое другое. Вместе с тем, наблюдаются такие негативные явления, как девальвация духовных ценностей общества, засилье низкопробных образцов массовой культуры, усиление криминальных структур, появление различных деструктивных сект и др. Как следствие происходит трансформация ценностных ориентаций личности и менталитета общества.

В этой обстановке особенно актуальным становится поиск путей и способов формирования ценностных ориентаций у школьников, так как несформированность мировоззренческих позиций делает их наиболее уязвимыми в этих условиях. Соответственно возрастает роль образовательных учреждений, которые должны обеспечить обучающихся не только традиционными знаниями, умениями и навыками в различных предметных областях, но и сформировать их ценностные ориентации.

Одним из источников такого формирования у обучающихся может стать музейная деятельность, краеведение. К сожалению, такая работа, несмотря на ее важность становится во многом уделом энтузиастов, хотя в ней сокрыты огромные возможности для решения обозначенной проблемы. Об этом 29 сентября 2022 года говорили участники научного онлайн-семинара на тему «Реализация музейной деятельности в образовательных учреждениях Калмыкии», проводимого сетевой лабораторией критического мышления (руководитель к.п.н., доцент Даржинова С.В.).

Семинар открыла Кекеева Зинаида Очировна, д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики высшей школы. В своем выступлении Зинаида Очировна рассказала о тех воспитательных и образовательных задачах, которые может решать музей в образовательном учреждении. В качестве примера привела деятельность музея КалмГУ, в котором собран значительный материал о деятельности коллектива вуза, реализованы новые формы работы со студентами и школьниками, выстроены способы взаимодействия с другими музеями РК. Также от себя лично и от лица участников научного семинара она поздравила с 65-летним юбилеем Даржинову С.В., возглавлявшую музей университета в течение длительного времени и особо отметила ее роль в его развитии.

В дискуссии приняла участие Манджиева Мария Анушевна, региональный куратор и методист Центра детско-юношеского туризма и краеведения, которая рассказала о деятельности школьных музеев в Калмыкии. Опытом музейной работы поделились: Утигенова Элина Петровна, учитель СОШ № 8 г. Элисты; Горячева Елена Геннадьевна, учитель многопрофильной гимназии г. Лагани; Никеева Ирина Николаевна, учитель Кануковской СОШ; Намруева Цаган Константиновна, учитель Хулхутинской СОШ; Мучкаева Гиляна Петровна, учитель Алцынхутинской СОШ им. Г.О. Рокчинского и др. Всего в работе онлайн-семинара приняли участие представители 40 школ республики.

По мнению участников проведенный семинар был весьма полезен, так как были озвучены рекомендации по эффективному использованию различных педагогических технологий в реализации музейной деятельности в школах Калмыкии. Также организаторам школьных музеев было предложено к 2023 году, обозначенному как Год педагога и наставника, организовать сбор материала для монографии «Педагогические династии Калмыкии» и активизировать работу по созданию музейных экспозиций «Учитель в истории школы», «Учитель-воин в истории Калмыкии».

 

 

Даржинова С.В., к.п.н, доцент кафедры психологии

и педагогики высшей школы