На заседании ФУМО «Физика и астрономия»

В этом году мне не удалось принять очное участие в заседании учебно-методического объединения. Конечно, жаль, тем более, что пленум был приурочен к 90-летию физического факультета МГУ им. Ломоносова. Пять лет назад я побывала на торжественном заседании ФУМО в дни 85-летия физического факультета. Остались прекрасные воспоминания.

Возглавляет объединение академик РАН Панченко В.Я.. Как правило, материалы заседаний очень важны для работы деканов факультетов и институтов, где реализуется направление «Физика». Программа пленума традиционно насыщена. В повестке первого дня:

-«Модернизация высшего образования России: вызовы, векторы, риски» КАРАВАЕВА Евгения Владимировна (АКУР)

-«Комплексный подход к воспитанию специалистов будущего: «квантовый инжиниринг» в НИЯУ МИФИ»  ЛЯХОВА Яна Сергеевна (МИФИ)

-«Вторая квалификация в рамках основных образовательных программ по физике: опыт и проблемы» КОЛЧАНОВА Светлана Геннадьевна (УрФУ)

-«Подготовка медицинских физиков в системе ДПО МГУ» ЧЕРНЯЕВ Александр Петрович (МГУ)

-«Особенности ЕГЭ по физике 2024 года» ЛУКАШЕВА Екатерина Викентьевна (МГУ)

Прежде всего, обсуждены основные тезисы выступления Президента РФ Путина В.В.. Представлена его презентация «Модернизация высшего образования: новые возможности и принципиальные изменения». Грядут большие перемены в высшей школе. Представитель АКУР анонсировала многовариантную модель подготовки. К принципиальным аспектам предлагаемой модели относится  Дифференциация «коротких» и «длинных» программ базового высшего образования (специалитета) по уровням квалификации(программы со сроком обучения 4 года – это программы 6-го уровня квалификации, 5 и более лет – это программы 7-го уровня квалификации), а также по доступу к программам аспирантуры (в аспирантуру могут поступать выпускники программ базового высшего образования со сроком обучения не менее 5-ти лет).

А к преимуществам, в первую очередь, можно отнести гибкость: 1) позволит учесть особенности всех областей образования; 2) позволит студенту выбирать из многих траекторий. Среди поручений Президента отмечу поручение Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проработать вопрос детализации квоты приема на целевое обучение, устанавливаемой по образовательным программам высшего образования, на уровне до 90 процентов общего объема такой квоты, в интересах конкретного работодателя. Мне кажется, в нашем регионе таким работодателем должно стать Министерство образования и науки РК.

Сейчас проводится разработка (актуализация) Федерального закона № 273-ФЗ и разработка макета ФГОС ВО – 4. Представлен сам макет. На пленуме вырабатывалась позиция ФУМО по отношению к основным терминам и понятиям.

Одним из близких мне по актуальности  выступлений второго дня заседания стал доклад Файн Е.Я. (ЮФУ) «Адаптация молодых учителей к практической деятельности: проблемы и пути их решения». Наши соседи также испытывают дефицит в педагогических кадрах. 30 % от вакансий составляют учителя физики и математики. Евгений Яковлевич отдельно пояснил, с какими трудностями сталкивается ЮФУ при наборе на направление «Физика». Вот и в прошлое лето они не смогли заполнить все бюджетные места. Также на Пленуме обсуждалась возможность изменения перечня вступительных испытаний на технические направления.

В рамках пленума мои коллеги были приглашены на Юбилейное заседание Ученого совета физического факультета МГУ, экскурсии в четыре наиболее крупные физические лаборатории.

На Пленумы ФУМО необходимо выезжать. Вместе мы вырабатываем единую политику развития физического образования в стране.

 

Декан ФМФИТ Сумьянова Е.В.