Каким должен быть современный педагог

 

Накануне на гуманитарном факультете доцентом кафедры истории России, документоведения и архивоведения Абеевой О.Н. была проведена открытая лекция для студентов 3 курса направления «История» по дисциплине «Профессиональная этика учителя истории» по теме: «Этикет и имидж в профессиональной культуре личности».

Открытое занятие посетили председатель НМС гуманитарного факультета к.и.н., доцент Амаева Д.В., декан гуманитарного факультета Убушаев Е.Н., д.и.н., профессор Лиджеева К.Ф., ассистенты Колдаева Ц.Ц. и Мухлаева Д.Ю., магистрант 2 года обучения Санджиева В.С.

Дисциплина  «Профессиональная этика учителя истории» не случайно включена в учебный план бакалавров истории, ведь одной из основных задач профессиональной деятельности выпускников является педагогическая. Поэтому лейтмотивом лекции стали слова Ф.Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

Конечно, современный педагог на сегодняшний день представляется иным, чем 15-20 лет назад. От него ждут проявление индивидуальности, неординарности, реализации в полной мере творческого потенциала. Связано это не только с реформированием образования, но и с изменением общественных взглядов на личность педагога в целом.

В информационных источниках очень малая доля уделяется изучению самой личности педагога, его имиджу, а ведь согласно данным социологического опроса школьников в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в начале XXI века имидж занимает второе место и именно он играет немаловажную роль в профессиональной деятельности как молодого, так и опытного специалиста.

Не секрет, что педагог, воздействуя на учеников — своих воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностно-профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж. Хороший имидж учителя важен не только для его обучающихся как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и  для моральной, психологической удовлетворенности самого педагога.

Современный педагог должен сочетать в себе черты воспитателя и учителя. Это должно находить свое отражение в профессиональном имидже педагога, а так же его имидж должен быть индивидуализированным. Однако поскольку педагог имеет дело не только с обучающимися, но также с их родителями и коллегами, следовательно, имидж педагога носит массовый характер. По персональному имиджу отдельных преподавателей судят об имидже и даже конкурентоспособности образовательного учреждения.

На лекции студенты с интересом узнали, что об имидже писали Гераклит и Макиавелли, об имидже писал Фридрих Ницше, о своем имидже пеклась императрица Елизавета Петровна. Студенты рассмотрели типы имиджа, предложенные зарубежными и отечественными учеными. В современной России понятие «имидж» прочно вошло в обиход в начале 1990-х годов, связано это было с распадом СССР, становлением рыночной экономики и ориентацией на западную культуру.

На лекции были рассмотрены структурные элементы имиджа педагога: внешний имидж (мимика, жесты, одежда, прическа, харак­теристики голоса, особенности речи), процессуальный имидж (особенности профессиональной деятельности), внутренний имидж (личностные особенности человека).

Студенты также узнали, что включает в себя педагогический этикет, как должен вести себя учитель при взаимодействии с детьми, что может считаться нарушением профессиональной этики поведения учителя в школе, какое обращение с детьми на уроке недопустимо, какую роль играет речь учителя в межличностном взаимодействии с учащимися, установлении контактов и обретении взаимопонимания.

Теоретический материал был изложен интересно и доступно. Студенты вспомнили свои школьные годы, рассказали о том, что тот или иной учебный предмет у них прочно ассоциировался с конкретным учителем. Из чего был сделан коллективный вывод – ученик воспринимает любой урок как нечто целое, состоящее из неразрывно связанных частей, и поэтому отношение к предметным знаниям опосредуется отношением к учителю.

Завершилась лекция словами Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

Присутствующие коллеги высоко оценили открытое занятие доцента Абеевой О.Н., отметили логичность построения лекции, доступность объяснения, активность студентов, которые на протяжении всего времени внимательно слушали и сами делились своими впечатлениями.

 

Кафедра истории России, документоведения и архивоведения