Как предотвратить «опустынивание» сознания молодежи?

Лирическая зарисовка о сущностных проблемах образования

Направление моих размышлений и тему этой статьи подсказали мне недавняя встреча с деканом инженерно-строительного факультета КалмГУ Валерием Андреевичем Эвиевым и его рассказ об успехах ученых нашего университета. Мои коллеги, оказывается, совершили мощный прорыв в деле борьбы с опутстыниванием сельскохозяйственных земель Республики. Речь о восстановлении деградированных земель, о специальных посевах и улучшении среды естественных растительных сообществ, о высадке трав и новых лесополос. Нашими учеными созданы специальная сеялка и технологии для возделывания растений, способствующих восстановлению пастбищ и повышению плодородия почв.

А еще мне в руки попала работа ученицы 4 «Б» класса Калмыцкой национальной гимназии имени А.Ш. Кичикова Виктории Эвиевой, в которой девочка так увлекательно и поэтично пишет о прутняке, называемом по-разному – кохия, изень, красная полынь, краснобыл, зултурган. Вот что пишет Вика, участвовавшая в конкурсе сочинений «Чистый взгляд»: «Представим нашу степь жарким июльским днём. Дождей нет уже два месяца. Степь выгорела, пожелтела. Большинство растений уже отцвели, выбросили семена и пожухли. И только зелёные островки зултургана украшают степь. А всё благодаря тому, что корни зултургана уходят далеко вглубь земли до трёх метров. Там они находят влагу, поэтому наш зултурган всегда зелёный, несмотря на жару и отсутствие осадков».

Об этом – аридности земель, плодородии почв и зултургане – мне вспомнились, когда на моих недавних лекциях у магистрантов мы размышляли о современных проблемах науки и образования, о ценности развития самосознания, о понимании фененомена безопасности жизнедеятельности. К нам «на огонек» заглянули даже те, у кого мои занятия не стояли в расписании. А также я встречалась со студентами Калмыцкого Медицинского колледжа им. Т. Хахлыновой. И лейтмотивом всех этих встреч не этот раз была идея преодоления «опустынивания» сознания. Только я предлагала студентам и магистрантам поразмышлять не об аграрных и инженерных проблемах, а о глубинах нашего человеческого развития. О знании тех необъятных «территорий», которые мы называем своим внутренним миром и структурами сознания.

Опустынивание, аридность, деградация – точные метафоры, позволяющие описать некоторые моменты современной проблематики в образовании. В сегодняшних условиях нестабильности общества, военных конфликтов, информационных войн, политической турбулентности, «изношенности» конструктов социальных систем (в том числе, образования) наблюдается рост агрессивности, страха, пессимистических настроений среди людей. В том числе, молодежи. Достаточно заглянуть в соцсети, чтобы убедиться в этом.

Мы вплотную подошли к черте, за которой может наступить эра массовой деградации человеческого сознания и торжество искусственного интеллекта. Если мы продолжим напичкивать школьников и студентов только предметными знаниями, не давая им никаких инструментов для самопознания, то нас ждут «аридные земли» неурожайной образовательной нивы. Говорю это небездоказательно. Ко мне на консультацию приходит немало людей, запутавшихся в себе и своей жизни. И у меня немало примеров, свидетельствующих о том, что наш современник, хорошо разбирающийся в гаджетах, финансах, бытовых проблемах, совершенно «дремуч» в плане понимания себя как сложнейшей Живой Системы. «Что ты делаешь с собой и собственной жизнью?» — это вопрос ставит многих в тупик.

Роль преподавателя велика, чтобы предотвратить «отупление» молодежи. Растущие люди нуждаются не столько в предметной информации, сколько в знании о себе. Им не нужны преподаватели как «говорящие головы», сообщающие те или иные сведения. В открытом доступе можно ведь найти любую информацию. Им нужны умные головы, будоражащие нерв и задевающие за живое. Живое общение, в котором рождается понимание смыслов бытия – это сегодня на вес золота. Или на вес родниковой воды в засушливой степи. Способ понимания собственного мышления у студента может рождаться лишь в таком живом общении, когда преподаватель не вещает и не сообщает, а «тормошит» молодых людей, пробуждает «ото сна» и обращает их внимание на сущностные вещи.
Среди разных вопросов и заданий, с которыми я обращалась к студентам и магистрантам, был вопрос об образе здоровой жизни. Обратим внимание: не о «здоровом образе жизни», а об «образе здоровой жизни». Было предложено зафиксировать свой образ – представить и описать его словами или нарисовать. Среди большинства ответов были что-то вроде этих: «хороший сон», «правильное питание», «физкультура», «душевное состояние» и т.п. Лишь несколько человек указали именно образ: рассвет, растущее дерево. О чем же речь? О том, что наши дети и студенты, обладая многими предметными знаниями, зачастую не имеют представления о том, как они мыслят, как устроены их мозг, мышление, внимание, восприятие. У них нет понимания таких категорий как «жизнь», «смысл жизни», «человек», «здоровье», «душа», «сознание», «познание». Все эти слова они знают как слова. Отчужденно! По-книжному. Не применительно к себе. Не прожив и не зафиксировав в сознании как опыт.

Общаясь со студентами и магистрантами, я увидела, как жадно они ловили те инструменты, которые я им предлагала и которые выводили их на новый уровень понимания себя. Мы говорили о методологии науки, о современных проблемах образования, о культуре безопасности жизнедеятельности. Но не эти темы были в центре внимания, а мы сами, наша способность рефлексировать, исследовать свое отношение к тем или иным явлениям. Нам важнее не методология «вообще», а методология исследования собственной жизни и своих возможностей образовывать себя.

Сегодня нужно помочь студенту, говоря словами философа Александра Пятигорского, в том, чтобы раздвинуть мыслительный горизонт и произвести самого себя в интеллектуальном напряжении. Время запрашивает зрелых личностей, «экологичных» специалистов и творцов, знающих собственную личность и устройство человеческих систем. Это значит, что преподаватель, входящий в аудиторию, сегодня должен обращаться к студентам и магистрантам с сущностными вопросами. Теми, что пробуждают сознание.

Есть притча, в которой ученик спрашивает Мастера: «Ты сказал, что если я познаю кто я, то стану мудрым – как мне это сделать»? И Мастер ответил: «Для начала забери у людей право решать кто ты». «Кто ты, мой Ученик? Сегодня, на этом конкретном занятии. И зачем ты здесь?» — с таких вопросов я обычно начинаю свои лекции. Сущностные вопросы для меня как этот самый зултурган в степи: в необходимости сеять в умах молодых людей семена рефлексивного самоисследования я вижу один из способов предотвращения «опустынивания» умов.

Мне снова вспоминается сочинение Вики Эвиевой, которое заканчивается очень трогательно: «Я верю, что мой зултурганчик, как всегда, будет стоять на страже нашей степи». Мне тоже хочется верить, что не только Калмыцкая Степь, но мы все, педагоги и преподаватели, наши дети и студенты, возродимся новыми силами. Нам сегодня нужно новое Знание, знание Нового Времени – то, которое даст хорошие всходы и спасет наше Отечество от «аридности».

Светлана Владимировна Белова,
профессор кафедры технологии и менеджмента профессионального образования КалмГУ, доктор педагогических наук, профессор