К юбилею К.Д. Ушинского

В рамках месячника Науки была проведена открытая лекция к.п.н., доцента Аппаевой Я.Б. на тему «Педагогическая система К.Д. Ушинского».

На основе обзора пройденного материала лектором была установлена логическая связь с материалом предыдущих занятий по данной дисциплине.

В вводной части лекции студентам было объяснено почему юбилей К.Д. Ушинского отмечается в этом году.  Лектор обратил внимание студентов на то, что научные открытия и творческие идеи необходимо рассматривать в контексте исторического времени.  Лекция освещала идеи и взгляды великого русского педагога, которые не утрачивают своей значимости и в современное время. Доцент Аппаева Я.Б. ознакомила аудиторию с педагогической системой К.Д.  Ушинского, которая основана на принципе народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Лучшим выражением народности, по мнению Константина Дмитриевича, является родной язык, обучение в начальной школе должно хорошо знакомить детей с историей народа, географией России, с её природой. Это воспитание призвано развивать у детей чувство любви к родине и с уважением. Идея народности изложена в его трудах: «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Вопросы о народных школах» и др.  Великий педагог считал, что общественное воспитание у каждого народа идет своим особым путем. Лектор отметил, что К.Д. Ушинский подчеркивал, что, несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них сложилась особенная национальная система, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели.

Далее было подчеркнуто, что современная духовная ситуация в России характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов, новых ориентиров развития культуры и образования. Возрастает интерес к отечественной истории, народной культуре, национальным традициям, фольклору. В связи с активизацией процесса возрождения культурно-исторического наследия различных этносов в России становится весьма актуальным изучение народной педагогики с ее богатым опытом воспитания. Это связано с расширением и углублением исторически сложившихся межкультурных связей народов многонациональной России.

Рассматривая вопросы, связанные с подготовкой и требованиями к учителю, лектор подчеркнул, что длительное время игнорировались гуманные общечеловеческие ценности и основы воспитания личности, выработанные К.Д. Ушинским, которые на сегодняшний день актуальны. Так как в последнее время появились активные поиски путей реорганизации педагогического образования. Возникли новые теории, которые имеют прямое отношение к обновлению профессиональной подготовки педагога. Анализируя мировые тенденции в среде образования, а именно профессионально-педагогические, выдвигаются свидетельства в необходимости предъявления самых высоких требований к личностным качествам учителя.  Учитывая все вышесказанное, становится актуальным новое видение и прочтение трудов К.Д. Ушинского с точки зрения гуманистических ценностей, духовного, нравственного воспитания и его видения личности учителя.

В ходе лекции доцент Аппаева Я.Б. обратила внимание студентов на необходимость учета возрастных, психофизиологических особенностей индивида и этнокультурной специфики, которые позволяют формировать личность, способную развиваться в условиях современной цифровой реальности, осознающую многополярность и многомерность окружающего мира.

На лекции присутствовали зав. кафедрой педагогики Шагаева Н.А., старший преподаватель Сангаджиева В.Б., доцент Кюнкрикова И.В., старший преподаватель Менкиева Б.В.

 

Доцент кафедры педагогики Кюнкрикова И.В.