К 30-летию конституционного кризиса в России

 

 

После распада СССР в условиях острых политических и социальных конфликтов Россия вынуждена  была одновременно восстанавливать государственность, создавать новую рыночную экономику и защищать молодую российскую демократию. Важным фактором государственно-политического развития в России стало противостояние высших институтов государственной власти: исполнительной – в лице Президента РФ и правительства РФ и законодательной – в лице Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

События 1992-1993 гг. стали последним  этапом острого политического кризиса, содержание которого определялось кризисом конституционным. Практически вся  история подготовки и принятия Конституции  РФ 1993 года может быть представлена как борьба законодательной и  исполнительной ветвей государственной власти.

Конституционный кризис, охвативший Россию на фоне противостояния между президентом РФ Борисом Ельциным и Верховным Советом Российской Федерации, достиг своей кульминации 4 октября 1993 года. 21 сентября 1993 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Данный документ требовал прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации законодательной, распорядительной и контрольной функций, а также прекратить полномочия народных депутатов. Председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов квалифицировал действия Ельцина как государственный переворот. Конституционный суд на своём экстренном заседании вынес заключение о том, что указ Ельцина нарушает Конституцию и является основанием для отстранения его от должности. 22 сентября Верховный Совет на экстренной сессии принял постановление об отстранении Ельцина от власти. Исполняющим обязанности главы государства был объявлен вице-президент Александр Руцкой. По его представлению ВС РФ назначил ряд министров. Для охраны здания парламента были созданы вооружённые отряды добровольцев. 2-3 октября в Москве прошли массовые протесты сторонников парламента и состоялась попытка захвата ими телецентра «Останкино». Силовики применили против протестующих огнестрельное оружие. 4 октября правительственные войска обстреляли Белый дом из танковых орудий. Сторонники парламента заявили о прекращении сопротивления. Их лидеры были арестованы.

Последствиями кризиса стали усиление президентской власти, принятие новой Конституции и образование Федерального Собрания РФ.

Общественные деятели по-разному оценивают историческую роль конституционного кризиса 1993 года. Так, бывший вице-президент России Александр Руцкой считает, что это был  государственный переворот. В Конституции прямо говорилось о том, что высшим государственным органом власти в стране был Съезд народных депутатов. А его упразднение путём военного вмешательства — это именно государственный переворот. По словам руководителя фракции «Справедливая Россия» в Государственной думе РФ Сергея Миронова, «Чёрный октябрь 1993-го стал апогеем процесса деградации советской системы, который ярко проявился в годы перестройки. Развал Союза и демонтаж плановой экономики не поставили точку в этом процессе, поскольку не сгладили, а обострили социальные и политические противоречия в стране…. Но  Ельцин и его соратники извлекли урок из трагедии октября 1993 года. Была принята Конституция, закрепившая основные права и свободы граждан, появились институты, призванные эти права и свободы защищать, — политические партии и Государственная дума».

В целом, Конституция РФ 1993 года подвела черту под прошлым и ознаменовала принципиально новый этап истории России. Она отразила изменения в механизме народовластия, федеративном устройстве, системе управления обществом, служит гарантом государственного единства и политической стабильности.

 

О.Н.Абеева, доцент кафедры истории России, документоведения и архивоведения