Готовимся к олимпиаде: учебно- тренировочные сборы школьников на кафедре биоразнообразия и биоэкологии      

27-29 января в университете на базе кафедры биоразнообразия и биоэкологии и кафедры медицины, общей биологии и физиологии прошли учебно-тренировочные сборы победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии по подготовке их к теоретическому и практическому турам регионального этапа.

Преподаватели кафедры биоразнообразия и биоэкологии проводили занятия с учащимися 9-х классов по зоологии беспозвоночных (доц. Савранская Ж.В.), анатомии и систематике растений (доц. Аюшева Е.Ч., а с учащимися 10-х классов — по зоологии позвоночных (доц. Музаев В.М.) и морфологии растений (доц. Дорджиева В.И.).

По зоологии беспозвоночных девятиклассники рассматривали под микроскопом мельчайших представителей царства животных, под бинокуляром учились определять вездесущих насекомых, вспоминали как устроены более крупные представители разных классов и типов животного мира: речной рак, двустворчатый моллюск беззубка, кальмар, скорпион, дождевой червь и многие-многие другие. Рассматривая строение, повторили  особенности функционирования отдельных органов и их систем, отметили взаимосвязь строения и образа жизни, среды обитания, типа питания, дыхания и т.д. По ботанике девятиклассники выполняли морфологическое описание предложенных растений, для чего необходимо было повторить такие вопросы как жизненные формы растений, вспомнить их строение, классификацию  и функции вегетативных и генеративных  органов,  формы корней, типы корневых систем, характеристику  побега по функциям, структуре и положению в пространстве. Отдельно характеризовали стебель и лист. При описании генеративных органов рассмотрели разнообразие соцветий, особенности строения цветков основных семейств, изучаемых в школьном курсе, потренировались в написании формул цветков и построении диаграмм.

По зоологии позвоночных десятиклассники вначале рассмотрели систему типа Хордовые, к которым относятся позвоночные животные, их специфические признаки и количественное распределение видов по классам. Далее были проработаны наиболее часто используемые задания практического тура: определение по предложенным таблицам (или без них) и изображениям птиц или черепов млекопитающих их  систематического положения (от отряда до рода или вида), преимущественного типа питания, места в пищевой цепи, особенностей биологии представленных в заданиях видов.  Потренировались они и в составлении и правильном написании зубной формулы млекопитающих, являющейся важным систематическим признаком. При этом для лучшего усвоения материала ученикам было очень важно поработать с имеющимися на кафедре натуральными объектами – черепами млекопитающих, чучелами птиц, фиксированными экземплярами земноводных и пресмыкающихся. По ботанике десятиклассниками были проработаны такие вопросы как строение растительной клетки и ее отличие от животной клетки, растительные ткани и их типы, потренировались они и в подготовке временных микропрепаратов из тканей листа и стебля.

Мы надеемся, что приобретенные во время учебно-тренировочных сборов знания и навыки помогут ребятам более уверенно чувствовать себя на самой олимпиаде и что они достойно представят на ней свои школы и своих учителей. Также надеемся, что мы, хотя бы немного, но смогли показать и передать на занятиях нашу любовь к природе и некоторые из этих ребят свяжут свою будущую профессию с биологией.

 

Музаев В.М.

 

rhdr