ФГОС ВО нового поколения

 

В ноябре 2022 года на совещании с федеральными учебно-методическими объединениями в сфере высшего образования был представлен макет федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, разработанный рабочей группой Минобрнауки России.

Новый образовательный стандарт устанавливает: единое предметное ядро для укрупненных групп специальностей и направлений подготовки;  преемственные специальности и направления подготовки; возможность обучения в магистратуре сроком 1 год для выпускников специалитета.

В нем также будут закреплены индикаторы (результаты) обучения, получение студентом двух и более квалификаций (с увеличением нормативного срока обучения до 1 года) и выстраивание индивидуальной образовательной траектории.

Помимо макета федерального государственного образовательного стандарта, на совещании были представлены концепции реализации нового стандарта в таких областях образования, как: экономика, информационная безопасность, изобразительное искусство, а также в подготовке кадров для легкой промышленности.

Ожидается, что в феврале 2023 года профильные федеральные учебно-методические объединения представят в Минобрнауки России проекты федеральных государственных образовательных стандартов с заключениями экспертов.

В связи с появлением ФГОС нового поколения в очередной раз возникают споры о необходимости актуализации и обновления стандартов. Следует отметить, что в нашей стране существуют стандарты для различных сфер деятельности, в том числе и для образования. Для высшего образования ФГОС имеют фундаментальное значение. Общие принципы необходимы для определения критериев специалиста, которым студент станет после выпуска. В описании любой специализации перечислены компетенции, которыми студент овладеет за время обучения. Стандарты призваны обеспечивать коммуникацию между преподавателями, студентами и работодателями.

К тому же, стандартизация нужна контролирующим органам для выработки оценочной базы – набора инструментов для проверки и маркеров для определения качественных показателей. С помощью определенных процедур и методик проверяется, насколько образовательная программа и образовательная организация соответствуют установленным стандартами требованиям, что обуславливает получение лицензии или аккредитации.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ от детского сада до вуза.

За время своего существования образовательные стандарты кардинально менялись 3 раза, а также было принято большое количество отдельных правок, которые корректировали принципы основного документа. Помимо изменений в содержании, разрабатываются новые критерии оценки результатов образовательного процесса, методы надзора и контроля, условия аккредитации и выдачи лицензий.

Так, согласно одним из последних требованиям, внесенных в действующие ФГОС ВО 3++ изменились требования к изучению предмета «История России» для студентов как бакалавриата и специалитета. В блок дисциплин для бакалавров добавлено обязательное изучение ОБЖ, иностранного языка и философии.

Будущие ФГОС ВО 4 поколения также нацелены на учет требований современной экономики и социально-политической обстановки, новаций в обучении и воспитании, а также текущих тенденций в образовательной сфере. К последним относятся профилизация обучения, формирование индивидуальных образовательных траекторий, получение выпускниками вузов дополнительных компетенций.

Работа по оптимизации ФГОС ведется постоянно, поэтому остается надеяться на постепенное улучшение условий и эффективности системы образования в целом и высшего образования в том числе.

 

Мацакова Н.П., к.и.н., доцент кафедры истории России, документоведения и архивоведения, эксперт Рособрнадзора