История литературы: в дискурсе современности

Для студентов дисциплина «История зарубежной литературы» – учебный предмет и требует обязательного изучения произведений писателей ушедших времен. Но как представить произведения прошлых эпох, тем более, посвященных иным народам, в дискурсе современности? Чем может привлечь, кроме обязательных исторических и литературоведческих сведений, сюжет книги о героях и событиях античности и Средневековья, Просвещения, литературных направлений, течений, школ:  барокко и романтизма, реализма и декаданса. В своё время произведения авторов  тех эпох были широко известны и занимали умы читателей.

Между тем, изменилось время, изменились сами инструменты научного подхода к художественным произведениям. Как совместить интерпретацию текста с социальными, нравственными, психологическими основами, устоями обществ, канувших в лету с современными особенностями бытия, В изменяющемся мире стали ненужными многие принципы, приемы анализа эстетики. Начиная с модернизма, художественные произведения отошли от идеи утверждения, что искусство должно подражать природе.  Способы и принципы постижения действительности оказались отринуты. Пропадает общественное назначение искусства, текст становится картиной мира. Наряду автором активная роль принадлежит имплицитному автору, каковым является читатель. Изменилось само понятие художественный текст. Здесь надо было бы применить принцип историзма, но он давно изжил себя, считает современная литературная наука. Эта же участь постигла и другие инструменты, которые несут идеологию в интерпретацию картины мира и смыслов нарратива. Как извлекать заложенные в художественных текстах общечеловеческие, эстетические ценности?

Открытое практическое занятие со студентами 3 курса направления «Отечественная филология» специальности «Английский, немецкий языки» (староста Каруев Ст.) по Истории мировой литературы было посвящено драме Генрика Ибсена «Кукольный дом». Многим из студентов придется работать в школе. Проводил занятие преподаватель  Манджиев Н.Ц., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы.

В произведениях Г. Ибсена можно встретить сюжеты криминальных хроник. Так и главная тайна в драме «Кукольный дом» стала основным конфликтом пьесы. Нора, главная героиня решается на подлог, который на юридическом языке определяется как преступление, чтобы спасти жизнь мужу. Подделав подпись отца, она у ростовщика берёт кредит, который выплачивает из тех денег, которые даёт ей муж на личные расходы, из вырученных денег, зарабатываемых рукоделием. А муж, узнав о подлоге, не выясняя причин деяния, бросает оскорбления Норе, запрещает воспитывать детей. И решает, что впредь они, хотя будут жить вместе, но только будут считаться супругами.

Семейные  отношения рушатся, от прежнего любящего человека не осталось ничего. Нора понимает, что все его ласковые слова были лицемерием, он наслаждался своей властью над ней. Понимает, что была куколкой в доме, также как была куколкой в доме отца. И ее дети были для неё тоже куклами. Символика названия произведения получает свое объяснение в поступках персонажей и нарративе. Название приобретает широкое значение, отражая не только проблемы судьбы женщины, но и общества в целом.

В пьесе участвуют и другие персонажи, судьбы которых раскрывают возможности выбора, способствуют раскрытию конфликта. Драматурга интересует вопросы социальные, гендерные, морально-этические, исследуется психология личности, вопросы наследственности (образ доктора Ранка), как цивильные, так и физиологические и многие др. Сюжет и композиция драмы приобретают аналитический характер.

Студенты на занятии, обращаясь к тексту драмы, искали ответы на эти вопросы, они обнаруживали связи с современной действительностью. Эта связь и выявляет значение пьесы, вопросы, в ней поставленные, остаются остроактуальными в наши дни. Власть денег подменяет человеческие отношения, а социальные отношения 19 века не дают возможности женщине занять место в обществе, оставляя ее в кругу семьи. Здесь студенты обратились к роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?», изданному за 13 лет до выхода драмы Г. Ибсена. Пьеса была поставлена 1879 году. Наш соотечественник в романе показал образ нового человека, Веры Павловны, которая сумела вырваться из семейных обязанностей и заняться общественными делами, Кое в чем россияне опережали западные общества!

Нора выступает как сильная личность, не желающая следовать за обстоятельствами. Несмотря на то, что происходит чудо, устраняется причина конфликта, а он весьма сложный, что и определили студенты, Нора уходит из дома, не хочет, как она определяет семейные отношения, сожительствовать. Нарратив о чуде выступает и как художественный приём, позволяющий создать мотивацию произошедшей перемене в поступке персонажа. Крогстад, явный негодяй, дал кредит Норе. Позже он обнаружил подлог, и стал шантажировать Нору, и мало того отправил разоблачающее женщину письмо мужу. Но после встречи с фру Линне Крогстад, давней своей любовью,  совершает благородный поступок. Литературные и театральные критики обратили внимание на резкую перемену в характере персонажа, считали данное действие немотивированным.

Финал пьесы остается открытым. Вернётся ли она в семью, к детям? Хельмер Торвальд, муж Норы, в финале пьесы говорит также о чуде. Возможно, его слова и есть надежда на возвращение Норы?

А студенты, выступив имплицитным автором, пришли к выводу, что драма, действительно, была новаторской для своего времени. Она стала драмой идей, чувств, что и должно проявляться в этом жанре. Значение пьесы в утверждении традиционных ценностей, семейных отношений, проявлений человеческих чувств, так важных в условиях глобализированного мира. Мира, который потрясают конфликты, который предстаёт в современном художественном тексте как самовыражение в виде фэнтези, триллеров, сюрреализма и других жанровых явлениях уже постмодернизма. Процесс, довольно разнообразный и разноОбразный, не получил ещё обобщающего названия. И  в этом мире, при обращении к шедеврам реализма,  есть место и традиционным методам анализа литературных произведений. Так находится место «старым» произведениям в современном литературном дискурсе.

Итогом занятия стало заключение преподавателя, объявленное аудитории, что студенты (в работе участвовали все) заслужили высокие баллы и прошли 2-ю Контрольную точку.

 

Фото: Джамбиновой Н.С., к. филол. н.,

доц. кафедры «Русский язык и общее языкознание, русская и зарубежная литература»

Н.Ц. Манджиев, к. филол. н.,

доц. кафедры «Русский язык и общее языкознание, русская и зарубежная литература»