«Этнопедагогика – педагогика жизни»: Год педагога и наставника в России

 

 

«Россия продолжит развивать суверенную систему образования от школы до высших учебных заведений», —  так сказал В. В. Путин, давая старт Году педагога и наставника в России в 2023 году, при этом подчеркнув: «Главная цель – чтобы дети росли счастливыми в суверенной стране… через воспитание молодежи сохраняется связь поколений, историческое единство нашей страны…»

Сохранить традиции поколений в воспитании патриотизма, привить учащимся любовь к Родине, своему городу, селу, семье, воспитать достойных граждан России – главнейшая задача педагогов, наставников. На основе использования мощного потенциала народной педагогики дана уникальная возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине, любви к окружающему миру.

Тематическое мероприятие «Этнопедагогика – педагогика жизни», проведенное сотрудниками информационно-библиографического отдела со студентами педагогического факультета и факультета среднего профессионального образования, приобщило студентов 1-2 курсов к истокам этнопедагогики  – науки о жизненном опыте народа, о воспитании и образовании детей, молодежи.  Этнопедагогика позволяет раскрыть с научной точки зрения ценности народной педагогики – уникального и неиссякаемого источника духовных ценностей и знаний.

В подготовленной библиографами презентации были представлены труды основоположника этнопедагогической науки, академика, доктора наук, профессора Г. Н. Волкова. Научные труды, исследования и педагогическая деятельность Геннадия Никандровича высоко оценены научным сообществом. Неизмеримая по глубине народная мудрость о смысле человеческой жизни гласит: «Если хочешь, чтоб тебя помнили год – сей пшеницу, если хочешь, чтоб тебя помнили 10 лет – сажай дерево, а если хочешь, чтоб тебя помнили 100 лет – обучай народ». Уверены, что наследие Волкова Г. Н. будут изучать еще много лет. Всю глубину, значимость, огромную заслугу перед наукой этого ученого еще не раз предстоит оценить многим поколениям педагогов.  Благодаря своим фундаментальным исследованиям, Г. Н. Волков стал родоначальником главенствующих идей этнопедагогики, национального образования, его этнопедагогическая концепция национальной школы признана на уровне государственной.

Волков Г. Н. с 1999 по 2010 годы возглавлял Лабораторию этнопедагогических исследований в Калмыцком университете. В теснейшем и плодотворном сотрудничестве работал с зачинателем калмыцкой этнопедагогики  — доктором наук, профессором Калмыцкого госуниверситета О. М. Мукаевой, с кандидатом философских наук А. А. Сокальским, которые внесли неоценимый вклад в развитие калмыцкой этнопедагогической науки, системы работы с одаренными детьми Калмыкии.

В презентации были представлены и труды продолживших развитие этнопедагогических идей в Калмыкии ученых, преподавателей  кафедры педагогики Калмыцкого университета, много лет работавших под руководством А. Б. Панькина, который в своих научных трудах разработал новую тему – этнокультурную коннотацию.

Студенческой аудитории было рассказано не только о научном пути, но и об интереснейшей, насыщенной значимыми, порой трагическими событиями жизни Г. Н. Волкова, О. Д. Мукаевой,  А. А. Сокальского, чья юность пришлась на трудные, тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Была интересна аудитории и информация о покорении  Эльбруса в честь образования Калмыцкого университета в 1970 г. тогда еще студентом – Аркадием Борисовичем Панькиным, о его миротворческой, образовательной миссии в столице Афганистана – Кабуле, в 1988 г.

Внимательность аудитории «проверили» вопросами, например: «Что, по мнению Г. Н. Волкова, образует «дворец личности» и кто живет в этом дворце, какие произведения калмыцкой литературы являются ценнейшим этнопедагогическим источником, какие примеры из эпоса «Джангр» олицетворяют собой любовь к народу, верность, самопожертвование».

Аудитория активно отвечала на вопросы, Араева В., Конаева М. — студентки 2 курса ФПО, Бурлыкова А. Б. — 1 курс (ФПО), и многие другие.   Выражаем благодарность за активное содействие в организации мероприятия заместителю декана ФПО по учебной работе Бембеевой Н. А., старшему преподавателю кафедры психологии и педагогики высшей школы Сокальскому Э. А., заведующей социально-педагогическим отделением ФСПО З. Г. Гарбузовой, преподавателю ФСПО Б. Е.  Ванькаевой. Очень признательны за ответственность и заинтересованность, надеемся на дальнейшее активное сотрудничество!

На примере научного и жизненного пути ученых-педагогов нашего университета, их высочайшего профессионализма, личностных качеств – яркости, масштабности, неординарности характеров и судеб, задан ориентир нашим студентам — будущим педагогам, будущим наставникам подрастающего поколения.

В современных сложных политических, экономических, социальных условиях многие народы, в том числе и калмыцкий, должны сохранить свою уникальную национальную линию культурного развития,  мудро и бережно обращаясь к истории своего и других народов, к сложившейся многовековой традиционной культуре воспитания.

Указом Президента страны 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Как отметил Владимир Путин: «… Вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему…».

Желаем каждому студенту – будущему педагогу, открыть для себя высокое значение личности учителя, соединить в себе духовное и профессиональное, внести  свой вклад в формирование педагогики, этнопедагогики, применить свои знания и компетенции в воспитании обучении своих учеников!

 

 

Анчаева, Л. А.

зав. отделом научной библиотеки КалмГУ