Открытое занятие к.п.н., доцента Аппаевой Я.Б.

28 марта 2024 года на факультете педагогического образования состоялось очередное открытое занятие, проведенное доцентом кафедры педагогики Аппаевой Я.Б. со студентами 3 курса профиля «Начальное образование» по дисциплине «Социальная педагогика» на тему «Сущность и содержание детской субкультуры».

В начале занятия преподаватель представила план лекции, а также кратко рассмотрела предыдущий материал читаемого курса и материал смежных дисциплин, на которых базируется тема лекции. В лекции использованы последние научные изыскания в данной области знаний, рассмотрены особенности детской субкультуры. Изложение материала лекции Аппаевой Я.Б.  осуществлялось с использованием мультимедийной презентации, в которой рассматриваемые вопросы наглядно представлены в форме рисунков, таблиц, что в значительной степени облегчает восприятие и освоение студентами представленного материала.

Лектором было подчеркнуто, что мир современного детства стремительно меняется. Культурные средства, транслируемые взрослыми в настоящее время, не опираются на возрастные особенности мотивационной сферы детей, их собственные смыслы отсутствуют или лежат вне традиционного культурного контекста. В результате «вторжения» взрослого мира в мир детства происходят необратимые процессы. Неспецифические виды деятельности современных детей способствуют «растягиванию» периода детства, нежелание нести ответственность перед обществом следствием чего является отсутствие своевременного социального созревания. Соответственно изменяется детская субкультура.

В ходе лекции были раскрыты основные характеристики и особенности детской субкультуры на основе работ М.В. Осориной, Н.Я. Большуновой, Н.В. Ивановой. Детская субкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей в свободном общении, познавательной деятельности в неформальных группах.  Детской субкультуре свойственны такие феномены как дет­ский фольклор, шалости, страшные истории, рукописные расска­зы о любви, детская магия, испытания храбрости и пр. Достиже­ния детской субкультуры закрепляются через детские традиции и детский фольклор — результат коллективного творчества мно­гих поколений детей. Фактически этот фольклор является язы­ком детской субкультуры, которая преимущественно бесписьмен­на.

Одной из главных особенностей детской субкультуры является то, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны, детская субкультура – это скрытое обращение к миру взрослых, самобытный способ освоения взрослого социального мира, способ самоутверждения в нем.

Психологи (Б.Д. Эльконин и др.) считают состояние детской субкультуры, игры и детского сообщества важными индикаторами положения детства. Рассмотренные особенности детской субкультуры как элемента детства свидетельствует о тенденциях ее трансформации в современном социуме.

Материал лекции хорошо структурирован по содержанию и объему.  В течение занятия обучающиеся активно вовлекались в дискуссию по проблемной ситуации, использовался презентационный материал. Проблемная лекция с элементами обратной связи позволила организовать активную работу обучающихся, дала возможность студентам показать свои знания и высказывать мнения. Следует отметить, что обучаемые приводили примеры из собственного жизненного опыта и  из педагогической практики.

На открытом занятии присутствовали: зам. декана факультета, ст. преподаватель Худогулова Е.П., к.п.н., доцент Кюнкрикова И.В., к. фил. наук, доцент кафедры калмыцкого языка, монголистики и алтаистики Бембеев Е.В., которые отметили актуальность и важность темы, также выразили удовлетворение качеством открытого показательного занятия.

Кафедра педагогики ФПО