В 2015 году Республика отметила 45-летие образования Калмыцкого государственного университета. После возвращения калмыков из Сибири и восстановления автономии республики возникла необходимость подъема и развития народного хозяйства. Для реализации этих целей требовались специалисты различного профиля, в том числе и инженерного.

В 1961 году при тресте «Калмстрой» от Ростовского инженерно-строительного института был открыт учебно-консультативный пункт (УКП) для студентов 1 курса вечерней формы обучения строительных специальностей. Для обеспечения учебного процесса из Ростова в Элисту регулярно приезжали преподаватели, которые читали лекции, проводили лабораторно-практические и семинарские занятия. Директором УКП в то время являлся Н.О. Менглинов.

В 1965 году по инициативе правительства Калмыцкой АССР в Элисте был открыт общетехнический факультет (ОТФ) от Волгоградского института инженеров городского хозяйства, деканом которого назначили доцента С.Б. Бадмаева. Студенты обучались три года по направлениям «Строительство» и «Технология машиностроения». После третьего курса их переводили в другие вузы страны. Такой подход к подготовке квалифицированных специалистов позволил республике в конце 60-начале 70-х годов несколько снизить острую потребность в инженерных кадрах в сфере строительства, механизации, автотранспорта, электрификации и т.д.

В 1966 году по инициативе Правительства Калмыцкой АССР и согласия Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР в г. Элиста был открыт общетехнический факультет (ОТФ) Волгоградского института инженеров городского хозяйства, деканом которого был назначен доцент С.Б. Бадмаев. Занятия проводились на заочном отделении с продолжительностью обучения 3 года по механической и строительной специальностям. После окончания Iэтапа студенты, в зависимости от производственных потребностей и личных интересов, переводились на целевые места в другие ВУЗы страны для завершения обучения по выбранной специальности. Такой подход к подготовке специалистов позволил республике к концу 60-х и началу 70-х гг. несколько снизить острую потребность в инженерных кадрах в сфере строительства, механизации, автотранспорта, электрификации и т.д.

В январе 1970 года Постановлением Совета Министров РСФСР в г. Элиста был открыт Калмыцкий государственный университет (КГУ). С учетом особенностей экономики народного хозяйства республики в составе университета были организованны нетрадиционные факультеты – сельскохозяйственный и технический. ОТФ ВИИГХ был переведен в состав КГУ с правом обучения студентов по заочной и вечерней форме. Деканом ОТФ назначили доцента Ф.Ч. Манджикова.

Общетехнический факультет при КГУ до 1981 года был единственным факультетом технического профиля в Калмыкии, на нем по вечерней и заочной форме обучалось ежегодно 700 – 800 человек. Республике нужны были специалисты разного профиля, поэтому был создан филиал ОТФ при Каспийском машиностроительном заводе в г. Лагани, куда регулярно выезжали преподаватели факультета для чтения лекций и проведения консультаций.

Перечень специальностей и квалификаций, полученных студентами ОТФ, был широк: инженер-механик по эксплуатации с/х техники, автомобильного транспорта, эксплуатации судовых двигателей, подъемно-транспортные машины, машины и механизмы пищевых продуктов, промышленное и гражданское строительство, водоснабжение, теплогазоснабжение, электрификации и эксплуатации электрооборудования, строительство автомобильных дорог, эксплуатации строительно-дорожных машин, технология машиностроения, технология швейных и трикотажных изделий и т.д. На ОТФ были открыты и две технологические специальности по заочной форме обучения: технология товаров широкого потребления и технология пищевых продуктов.

Материально-техническая база, преподавательский состав, приобретенный опыт в вопросах организации учебного процесса позволили в последующие годы открыть гидромелиоративные, строительные и технические специальности с полным циклом обучения по дневной форме.

Во второй половине 70-х годов XXвека на юге России широко развернулись работы по мелиорации земель, в том числе и в Калмыкии – по освоению Сарпинской низменности под рисосеяние. Для выполнения большого объема проектно-изыскательских, строительно-монтажных и эксплуатационных работ на орошаемых землях и других водохозяйственных объектах требовались инженерные кадры мелиоративного профиля. Для решения этого вопроса по инициативе правительства КАССР, ректора А.А. Чапчаева и декана ОТФ Г.М. Борликова приказом от 03.06.81 г. № 318 МВ и ССО РСФСР в составе Калмыцкого государственного университета был открыт гидромелиоративный факультет с полной программой подготовки специалистов по дневной и заочной форме обучения. Первым деканом ГМФ был доцент С.С. Кумеев (1981 – 1982 гг.). С 1982 по 1992 годы факультет возглавлял доцент И.И. Илишкин. Прием студентов осуществлялся по двум специальностям: «Гидромелиорация» и «Механизация гидромелиоративных работ». Первый выпуск по этим специальностям был произведен в 1986 году и составил 89 человек (43 инженеров-гидротехников и 46 инженеров-механиков). Это был первый выпуск инженеров в истории Калмыкии и университета. Всего за период 1981 – 1994 г.г. были подготовлены и выпущены по дневной форме обучения 502 инженера мелиоративного профиля, из них 249 гидротехников и 253 механика.

В 1990 году на базе гидромелиоративного факультета осуществляется первый набор студентов на дневное и заочное отделения с полным циклом обучения по специальностям «Промышленное и гражданское строительство» и «Механизация сельского хозяйства», а сам факультет был переименован в инженерно – мелиоративный. Деканом факультета являлся доц. Илишкин И.И. Первый выпуск инженеров – строителей (20 человек) и инженеров – механиков сельскохозяйственного производства (23 человека) был произведен в 1995 году. Всего за период 1990 – 2015 гг. подготовлены и выпущены по дневной форме обучения 928 инженеров, из них 586 строителей и 342 механиков.

В 90-е годы прошлого века, в результате перехода экономики страны к рыночным отношениям, наметилась тенденция к снижению потребности в инженерных кадрах, и в 1992 году общетехнический и инженерно–мелиоративный факультеты были объединены в один – инженерный, деканом которого назначили доцента С.М. Васляева.

В конце XXвека во многих регионах РФ, в том числе и на территории Калмыкии, сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. Ухудшение состояния окружающей среды усугублялось противоречиями во взаимодействии общества с природой, выявлением новых биологически небезопасных явлений, ростом объемов неутилизированных отходов, техногенными преобразованиями природной среды, отсутствием специалистов природоохранного профиля. В эти годы по инициативе и при непосредственном участии профессора Г.М. Борликова в стенах университета организовано и получило развитие научное направление по экологии, охране окружающей среды, рациональному природопользованию и изучению природных ресурсов Калмыкии и Северного Прикаспия,  начата подготовка студентов в составе инженерного факультета по специальности  «Природоохранное обустройство территорий». Это позволило чисто техническому образованию на факультете придать новое инженерно-экологическое направление. На сегодняшний день университетом подготовлено и выпущено 280 инженеров природоохранного профиля.

В целях оптимизации учебного процесса и расширения образовательных услуг в 2007 году на базе инженерного факультета был образован инженерно-технологический факультет, деканом которого назначили доцента П.П. Чимидова, с 2014 года факультет возглавляет проректор по стратегическому развитию, профессор В.А. Эвиев.

Как видно из краткого экскурса истории инженерного образования – наш университет и факультет всегда были гибкими и динамичными подразделениями высшей школы, которые живо и оперативно реагировали на потребности народного хозяйства Республики в высококвалифицированных специалистах. Поэтому в зависимости от задач, стоявших в разное время перед университетом (факультетом), менялись номенклатура специальностей, по которым велась подготовка инженеров, перечень и профиль кафедр. Здесь следует отметить, что в различные годы в составе факультета работали: заведующими кафедрами, профессорами – А.А. Чапчаев, К.А. Савченко-Бельский, С.Б. Бадмаев, С.С. Кумеев, Г.Н. Дмитрюк; доцентами – Б.С. Куринов, А.Ф. Чуйко, П.Н. Егмушев, В.И. Барашков, Э.О. Макушкин, В.Г. Абезин, Э.Д. Пюрвеев, Т.Б. Дармаева, В.А. Васькина, Г.С. Силичева, В.С. Зодьбинов, Ф.Ч. Манджиков, В.Б. Гунзенов, Г.Ф. Байдиков, А.С. Цебиков, В.П. Очир-Горяев; старшими преподавателями – К.М. Гунаев, С.И. Илишкина, Н.Н. Савельева, В.Б. Гришкин, А.С. Муджалов, В.В. Васильев, В.С. Васькин, К.Э. Шамакова, Х.Я. Мукобенов, В.Б. Хохлынов, А.Н. Эняев и другие, которые во многом способствовали становлению и развитию инженерного образования в Республике.

В настоящее время факультет осуществляет подготовку студентов по следующим программам высшего профессионального образования:

Подготовка бакалавров:

1. Направление «Строительство» (профили «Промышленное и гражданское строительство», «Экспертиза и управление недвижимостью»);

2. Направление «Природообустройство и водопользование» (профили «Природоохранное обустройство территорий», «Экспертиза и управление земельными ресурсами»);

3. Направление «Агроинженерия» (профиль «Технические системы в агробизнесе»);

4. Направление «Педагогическое образование» (профили «Безопасность жизнедеятельности», «Технология и экономика»);

5. Направление «Профессиональное обучение» (профиль «Управление системами ЖКХ»).

Подготовка магистров:

1. Направление «Строительство» (профиль «Водоснабжение и водоотведение»);

2. Направление «Агроинженерия» (профиль «Технические системы в агробизнесе»);

3. Направление «Педагогическое образование» (профиль «Технологическое образование»);

4. Направление «Природообустройство и водопользование» (профиль «Природоохранное обустройство территорий»).

Подготовка аспирантов:

1. Направление «Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве» (профиль «Технологии и средства механизации сельского хозяйства»);

2. Направление «Образование и педагогические науки» (профили «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика профессионального образования»).

В рамках дополнительного образования на факультете студенты получают дополнительные квалификации – «Эколог в области строительства» и «Преподаватель высшей школы».

В составе факультета 4 выпускающие кафедры: «Строительство» (заведующий кафедрой – доцент А.Г. Дорджиев), «Агроинженерия» (заведующий кафедрой – профессор В.А. Эвиев), «Природообустройство и охрана окружающей среды» (заведующий кафедрой – доцент П.П. Чимидов) и «Технология и менеджмент профессионального образования (заведующий кафедрой — профессор Г.М. Борликов).

На факультете работают 6 докторов наук, профессоров, 32 кандидата наук, доцента, 13 старших преподавателей и ассистентов.

Кафедры имеют необходимые учебно-научные лаборатории, кабинеты, компьютерные и мультимедийные классы. Современные приборы, сертификат на испытание строительных материалов, новейшее измерительное оборудование позволяют лабораториям строительных материалов, геодезии наряду с учебными занятиями выполнять научные исследования по заказу производственных предприятий.

На факультете функционируют три учебно-научно-производственных центра – «Новые технологии, экспертиза, сертификация строительства», УНПЦ «Лотос», «Центр сварочного сервиса» и швейное ателье «Алтн зюн», в которых студенты в процессе обучения занимаются научной, производственной деятельностью и приобретают дополнительно рабочие профессии (водитель, газоэлектросварщик, каменщик, оператор ЭВМ, портной-закройщик и т.п.). На факультете организованы учебные мастерские по ремонту машин и механизмов, а также по слесарным, столярным, токарным и сварочным видам работ, кабинет швейного производства. Большое внимание ректорат университета уделяет совершенствованию материально-технической базы подготовки инженеров – за последние 5 лет приобретено учебного и научно-исследовательского оборудования на сумму более 15 млн. рублей.

Сегодня на факультете получают высшее образование 990 студентов,  из них 569 студентов очной формы обучения, в том числе 32 магистранта и 421 заочной формы обучения. Признанием востребованности инженерных программ является обучение на ИТФ 67 иностранных студентов, представляющих 9 стран СНГ и дальнего зарубежья (Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии, Сирии, Замбии, Мали и Монголии).

За период обучения, в рамках академической мобильности, студенты-инженеры выезжают на стажировки в МГУ им. Ломоносова, Колледж Йонджин (Южная Корея, г. Дегу), на производственную практику в Германию, на научно-исследовательскую практику в г. Санкт-Петербург (НИИ аграрных и экологических проблем), в г. Москва (Центроспас; МГУ дизайна и технологии), г. Зерноград (Северо-Кавказская машиноиспытательная станция).

Одним из показателей качества инженерного образования являются победы наших студентов на различных конкурсах: 3 место на Всероссийской олимпиаде в г. Саранске и 1 место на международной олимпиаде в г. Саратов по направлению «Агроинженерия», призовые места (1, 2, 3) на олимпиадах по направлению «Строительство» в г. Волгоград и на конкурсе дипломных проектов по направлению «Природообустройство и водопользование» в г. Москва, 1 место на международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Звезда Пекина» в рамках международного проекта «Салют талантов» (Пекин, Китай).

Сегодня наши бакалавры и магистры ежегодно участвуют в конкурсе инновационных разработок «УМНИК» (участник молодежного научно-инновационного конкурса). За последние 5 лет более 30 студентов выиграли научные гранты с двухгодичным финансированием в 400 тыс. рублей.

Выпускники факультета занимаются строительством, эксплуатацией и проектированием природоохранных сооружений, промышленных и гражданских объектов, эксплуатацией и ремонтом сельскохозяйственной, строительной и мелиоративной техники. Они также работают в сфере среднего общего и профессионального образования.

Сегодня воспитанники факультета составляют ядро инженерно-педагогической интеллигенции республики, плодотворно работают во всех сферах экономики, образования, строительного, промышленного производства, многие из них стали руководителями министерств, ведомств, организаций и предприятий.