Интересные материалы / полезная информация

Социально-психологическая адаптация студентов к учебе в вузе и к жизни в общежитии.

Адаптация — это перестройка психики человека под окружающую среду и способность человека приспосабливаться к требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой важный момент его жизнедеятельности. Под адаптацией студента следует понимать процесс приобщения студента к условиям вузовского образовательного процесса.

В процессе приспособления студентов к новым условиям жизни попеременно проявляются полярные качества психики:

— целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью,

— повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе,

— потребность в общении – желанием уединиться,

— возвышенность чувств нередко уживается с сухим рационализмом и циничностью.

Можно выделить три ведущих вида адаптации, а именно:

– социально-психологическая адаптация;

– дидактическая адаптация;

– профессиональная адаптация.

Социально-психологическая адаптация студентов — это процесс вхождения в новый коллектив, принятие установок, норм и ценностей. Для иностранных студентов и впервые приехавших из сельской местности в большой город, эта адаптации усложняется тем, что надо приспосабливаться к городскому образу жизни, к проживанию в общежитии и выстраивания отношений со студентами не только своей группы, но и студентами, проживающими совместно с ними. Трудности связаны с новизной социального окружения, потерей привычного коллектива, родных и друзей, плохое знание языка, отсутствием дружного и сплоченного коллектива студенческой группы. Результатом могут стать негативные переживания: растерянность, чувство одиночества, ощущение ненужности, тоска по дому.

Дидактическая адаптация представляет собой процесс приспособления студента к новой системе обучения, его содержанию и методам. К основным трудностям в обучении относятся: большой объем учебного материала, его сложность; большое наличие новых дисциплин; неумение пользоваться учебной литературой, а также ее конспектировать; может быть недостаточное знание русского языка, отсутствие контакта с преподавателями и студентами своей группы; неумение планировать учебное время и досуг.

Профессиональная адаптация студента представляет собой вхождение в профессию, овладение ценностями и нормами будущей профессиональной деятельности. Юность – пора профессионального самоанализа и самооценки, идёт сравнение идеального «Я» с реальным «Я». Но первое – не выверено, а второе – всесторонне не оценено. Это противоречие часто ведет к внутренней неуверенности личности, которая выражается в чувстве непонятости или комплекса неполноценности, а у других – в форме внешней развязности и напускного равнодушия к происходящему. К трудностям профессиональной адаптации студента относятся: неясное представление о своем профессиональном будущем; неумение провести правильную профессиональную самооценку; непонимание логики профессионального становления; неумение видеть профессиональную направленность учебного процесса.

Адаптация для современного студента к вузу продолжается в основном два года. Полностью судить о преодолении адаптационного барьера можно по характеру деятельности студентов и ее результатам. Если к третьему курсу студент ведет активную деятельность, проявляет целеустремленность в учебе, активно участвует в коллективных делах студенческой группы и факультета, значит, адаптационный период завершился.

Проблема адаптации особенно актуальна для студентов первого курса, ведь приходиться осваивать новые правила жизни и учебы в вузе. На протяжении первого года обучения происходит вхождение студента – первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности.

Для первокурсников, «оторвавшихся» от родителей и школьных товарищей – это сложный процесс, который может сопровождаться возникновением следующих трудностей:
1) появление отрицательных переживаний, связанных с потерей школьных друзей, переходом в новый коллектив, разлукой иногородних студентов с родителями;

2) неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

3) неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;

4) поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

5) налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;

6) отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать.

Взрослый человек адаптируется в новом коллективе приблизительно 3 месяца. У молодёжи этот период обычно длится от 2 недель до 1 месяца. У некоторых процесс адаптации растягивается на длительное время, что может вызывать перенапряжение, как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего снижается активность, и студент не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнять привычные для него виды деятельности.

Чтобы справиться с возникающими трудностями и адаптироваться в новой обстановке как можно быстрее, можно воспользоваться следующими рекомендациями.
— Прежде всего, настройтесь на позитивный лад. Вуз — это новая ступень социальных отношений, а все трудности преодолимы.
— Поддерживайте в себе оптимизм, юмор и свою веру в свои успехи и начинания. Поддерживайте себя словами: «Я всё сделаю хорошо», «У меня всё обязательно получится».
— Не подчёркивайте свои промахи, опирайтесь на свои сильные стороны. Не критикуйте себя, особенно в присутствии других людей.

— Не оставайтесь один на один с проблемами. Обязательно обращайтесь за помощью к родителям, куратору, педагогам, психологу.

  1. — Осознайте ответственность.
  2. — Наладьте режим дня. Без режима никуда. …
  3. — Социализируйтесь. Не вы один напуганы и взволнованы новой обстановкой в вузе. …
  4. — Реализуйте свой потенциал …
  5. — Распланируйте досуг …
  6. — Станьте волонтером …
  7. — Проконсультируйтесь с психологом.

Психолог ПЦ «Гармония» Туркмедова Виктория Савгаровна.

 

Как преодолеть кризис юношеского возраста.

Особенности юношеского возраста

 

 

«Юность — это время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». Яков Б. Княжнин

Юность – прекрасная пора. Этот период начинается с 15 (16) лет и продолжается до 20 (21) лет. Условно его можно разделить на раннюю юность 15-17 лет и позднюю юность 18-21 год. Пережив кризис переходного возраста (11-15 лет), юность сталкивает нас с действительностью, знакомит со смыслом жизни и ставит перед выбором жизненного плана. Юношеский возраст приносит ориентацию в будущее. Начинаются поиски себя в деятельности и профессии.

Отношения в этот период складываются путем интеграции двух противоположных тенденций: расширение сферы общения, для получения нового опыта, и обособление в своем внутренним мире, для построения своей индивидуальности. Таким образом, мы жаждем и ищем общения, но проявляем избирательность в привязанностях.

В юности происходят следующие кризисы:

Кризис идентичности.

Возникают: 1) вопросы «Кто я?», «Кем я хочу стать в жизни?»; 2) сомнения в своей личности, ценностях и убеждениях.

Здесь важно понять, что достижение идентичности – это длительный и сложный процесс, который требует времени и опыта. Можно обратиться к психологу или педагогу.

Кризис автономии.

Человек стремится к большей независимости и свободе, но иногда это желание с ограничениями и контролем со стороны родителей, это может привести к конфликтам и неуверенности в своих действиях. Для преодоления этого кризиса, важно, чтобы родители давали некоторую свободу и независимость и уважали мнение юноши или девушки и давали им возможность принимать собственные решения. При этом надо установить ясные границы и правила поведения.

Кризис социального статуса.

Здесь возникает сильное желание быть популярным и знаменитым. Юноши и девушки сравнивают себя с другими. Этот кризис может приводить к стрессу и депрессии. Для преодоления этого кризиса надо понять, что каждый уникальный и особенный. Важно найти свои сильные стороны и научиться ценить себя.

Кризис сексуальности.

Здесь начинается исследование своей сексуальности и взаимоотношений. Здесь можно столкнуться с такими проблемами, как самооценка, знание о сексуальном здоровье и мн.др. Для преодоления этого кризиса важно общаться и задавать вопросы на эту тему родителям. Важно ответственное и безопасное поведение.

Кризис юношеского возраста нужен человеку для решения следующих основных задач:

  1. Принять на себя новую роль взрослого человека.
  2. Самоопределиться. Понять кто я, что мне интересно, каким я себя ощущаю.
  3. Образовывать новые связи. С кем я дружу? Кто дружит со мной?
  4. Выбор жизненного пути.

Все эти задачи не решаются сразу, поэтому и юношеский кризис такой долгий – несколько лет.

Как можно выйти из психологического кризиса?

  1. Признать изменения и дать им место.
  2. Давать себе переживать и чувствовать.
  3. Планировать.
  4. Заботиться о себе.
  5. Рефлексировать.
  6. Мечтать о будущем и надеяться на лучшее.
  7. В трудные моменты, когда ситуация выходит из-под контроля обращайтесь к психологам. Психолог может оказать реальную помощь людям в сложных ситуациях. Он может помочь преодолеть страх, тревогу, восстановить душевное равновесие и вернуться к нормальной жизни.

Психолог ПЦ «Гармония» Туркмедова Виктория Савгаровна.

 

Кризис юношеского возраста 15 (16) – 20 (21)

«Кризис юношеского возраста» – это один из нормативных возрастных кризисов, когда вся жизнь становится совершенно не такой, как раньше. Он связан с глобальными изменениями круга интересов, общения, деятельности. Юноши и девушки постоянно стоят перед выбором, в связи с чем — напряжены и испытывают стресс. Этому кризису присущи такие признаки, как упрямство, юношеский максимализм, временные нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы.

«Кризис юношеского возраста» в возрастной психологии – это очередной период бурного развития человека, в который он начинает поиск себя, изменяет взаимоотношения с окружающими, приобретает новые цели в жизни и вырабатывает новые для себя стратегии поведения.

  1. Возникновение страхов

Человека тревожит будущее и все, что с ним связано. Он боится оступиться, ошибиться с выбором пути, не оправдать надежд близких людей, переживает за появление новой ответственности и обязанностей.

  1. Нарушения работы нервной системы

К ним относятся проблемы вегетативной системы: головокружения, учащенное сердцебиение, нервные тики, скачки давления, диспепсические расстройства, боли в груди и усиление работы потовых желез.

Также к невротическим реакциям относятся эмоциональные нарушения: неустойчивое настроение, раздражительность, вспыльчивость, плаксивость, понижение работоспособности, повышение тревожности, усиление самокритики, снижение концентрации внимания, неуверенность в собственных силах и возможностях, пессимизм.

Психолог ПЦ «Гармония Туркмедова Виктория Савгаровна

 

Возрастной кризис, что это?

Это этап в жизни, в котором происходят важные изменения в теле, психике и в целом в жизни человека. Каждый возрастной кризис это изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению к обществу и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, позитивно — вот, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

У ребенка ещё до конца не сформирована психика. Он не осознает себя и мир, полностью зависит от родителей. Чтобы преодолеть этот кризис, важна внимательность к потребностям малыша и телесный контакт: обнимать, укачивать, играть.

Кризис первого года жизни

Малыш начинает ходить и исследовать мир, делает первые попытки к самостоятельности. В этот кризис важно поощрять познавательный интерес, при этом оставаться рядом с ним, чтобы давать ему поддержку.

Кризис трех лет

Ребенок осознает себя отдельным человеком со своими потребностями. Чтобы заявить о своих желаниях, он может начать капризничать и бунтовать. Здесь важно поощрять самостоятельность и приучать к ответственности, развивать умение договариваться.

Кризис семи лет

Ребенок идёт в школу и становится частью коллектива. У него появляется учитель и новые обязанности — учить уроки, соблюдать дисциплину. Активно развивается интеллект. Могут быть сложности с адаптацией к новому. Поэтому важно оказывать ему поддержку.

Кризис 11-15 лет (подростковый)

В это время организм активно перестраивается. Продолжает активно развиваться интеллект и самосознание. Главным становятся отношения с окружающими, со сверстниками — компания друзей, первая любовь. Взрослым здесь стоит проявлять терпение к подросткам, давать им больше самостоятельности и ответственности.

Кризис 16-20 лет (юношеский)

Это важный этап в развитии профессионального самоопределения. Это период постановки целей, многие начинают работать и жить самостоятельно, приобретают независимость. Здесь важно прислушаться к себе: «Что для меня важно? Чего я хочу достичь? Что я умею?». Здесь роль взрослого — поддержать в начинаниях, помочь советом. Более подробно о кризисе этого периода читайте в следующей публикации.

Кризис 30 лет (кризис молодости)

На этом этапе строится карьера, создается семья. Человек оценивает прошлый опыт, ставит новые жизненные задачи. Важно не сравнивать себя с другими, ориентироваться на собственный опыт.

Кризис 40-45 лет (кризис среднего возраста)

Тело и внешность начинают меняться. Прошлые цели либо достигнуты, либо уже не желанны. Здесь могут возникать негативные переживания. В этот период люди пересматривают свои приоритеты, ценности. Важно сохранять ощущение устойчивости и создать новые смыслы своей жизни.

Кризис 60-70 лет (кризис пожилого возраста)

Человек ощущает процесс старения и понимает, что жизнь конечна. Это время оценки прожитого: «Чего я успел достичь? Получилось ли у меня реализовать все, что я хотел?». Результатом таких размышлений могут стать депрессивные переживания и отчаяние. На этом этапе важно сохранять активность: участвовать в решении семейных вопросов, делиться жизненной мудростью, выполнять бытовые дела, находить новые увлечения.

Психолог ПЦ «Гармония Туркмедова Виктория Савгаровна

 

Как все успевать?

Каждый студент (и не только!) сталкивается с проблемой – нехватки времени. Как успеть выполнить все за 24 часа? Порой на это может не хватить, не только времени, но и сил. Чтобы ликвидировать или минимизировать частоту появления этой проблемы, необходимо руководствоваться основными принципами тайм-менеджмента.

Что такое тайм-менеджмент? Тайм-менеджмент – это уникальный вид деятельности, который позволяет управлять временем: высвобождать его путем рациональных действий и правильной расстановки приоритетов. Тайм-менеджмент призван помочь человеку успевать больше, затрачивая при этом минимум сил, но получая качественный результат. Тайм-менеджмент можно расценивать как науку, которая помогает оптимизировать время, разделяя его на рабочее и свободное. Правильное сочетание свободного и рабочего времени позволяет повысить эффективность работы, сделать ее приятнее для индивида.

  1. Анализ времени и дел. Данный шаг позволяет оценить, сколько времени требуется на выполнение конкретного задания в зависимости от уровня сложности. Он призван оценить правильный порядок постановки задач и ввести ограничения на выполнение каждого задания. Например, ежедневно на зарядку можно выделить 10-15 минут, на прочтение книги – 30-60 минут и пр.
  2. Планирование времени и дел. Важно заранее составлять план на грядущий день или неделю. Недельный план необходимо ежедневно пересматривать с учетом актуальности задач. Возможно, потребуется внести коррективы из-за непредвиденных обстоятельств или вновь появившихся дел (например, получили задание на завтрашний семинар или срочное дополнительное задание).
  3. Самоорганизация. На этой стадии необходимо выделить несколько первостепенных задач, которые должны быть выполнены «любой ценой». «Золотое правило» тайм-менеджмента гласит, что «20% дел приносят 80% результата». Также можно классифицировать дела на простые и сложные: сперва рекомендуется выполнять простые (так как они потребуют меньше времени), а затем сложные.
  4. Делегирование задач. Данный принцип гласит «не бойтесь просить помощи». Если у вас общее задание на группу, то обязанности можно распределить. Например, поиск ответов к экзамену можно осуществлять в одиночку или распределить по несколько вопросов на каждого члена группы. 5. Фиксируйте все планы на бумаге. Как гласит народная мудрость «рукописи не горят». Чтобы не забыть ничего и выполнить все, что хотели, важно записывать дела и отмечать (зачеркивать, помечать галочкой и пр.) по мере их готовности. Список дел всегда носите при себе. Такой подход позволит не упустить ничего из виду и достичь поставленной цели.
  5. Исключайте лишнее. Расставляя приоритеты, отметайте лишние задачи или распределите их на другое время, другие дни. Грамотно управляйте как собственными силами, так и временем.

Опытные студенты рекомендуют придерживаться следующих принципов:

  • Записывайте все дела и планы
  • Планируйте свой день или неделю заранее
  • Доводите дело до конца
  • Объективно и адекватно оценивайте свои возможности
  • Мотивируйте себя
  • Полноценно питайтесь и отдыхайте

На первом месте в списке всегда должны быть Вы и главные люди в Вашей жизни — ради этого стоит поднапрячься и поработать над организацией своего драгоценного времени.

Психолог ПЦ «Гармония» А.А. Хаминова

Цель этих встреч – помощь в адаптации к образовательному процессу в системе высшей школы. Для вчерашних школьников все ново и необычно в нашем университете: расписание учебных занятий, незнакомые преподаватели, в статусе кандидатов наук и профессоров, большие учебные корпуса и многое другое, что для старшекурсников уже привычно и знакомо, у первокурсников вызывает тревогу и эмоциональные переживания. Самое главное для каждого новоиспеченного студента – адаптация в учебной группе. Станет ли общение с однокурсниками эффективной поддержкой в нелегком процессе обучения или же, наоборот, будет источником ежедневных негативных эмоций. Психологи познакомят с работой своего центра все учебные группы первого курса. В типовом плане проведения Дня психологического благополучия лекция-беседа о проблемах адаптации, анонимное анкетирование и коммуникативный тренинг.

Центр «Гармония» школьникам республики

Завершается летний сезон 2023 года, для психологического центра «Гармония» он был интересным и насыщенным событиями. Главным направлением работы в этот период стала консультационная работа, что является свидетельством растущего доверия к психологической службе университета и расширения диапазона наших знаний о современной молодежи.

Каждый новый человек, обратившийся за помощью в центр, дает нам уникальную информацию для размышлений и поиску путей к его психологическому благополучию. Это очень сложный процесс, требующий терпения и сил, как от специалиста, так и от клиента. Поэтому при первом обращении мы говорим, что психологи не маги, избавляющие от проблем заклинаниями, надо понимать, что изменения в нашей жизни создаем мы сами, своей волей и постоянной работой над собой.

С июня месяца до конца августа на базе санатория-профилактория работает летний лагерь «Джангар». Весь этот период центр «Гармония» сопровождал работу воспитателей и вожатых с подростками, теперь о том, что в нашем университете есть бесплатная психологическая служба, знают школьники всех районов республики. Конечно были трудности в адаптации к новому окружению и строгому распорядку дня, возникали проблемы во межличностных взаимоотношениях, ведь в среднем в каждой смене было по 150 детей. Но все лагерные смены прошли дружно, с насыщенными яркими и развивающими мероприятиями.

26 декабря 2022 года в научной библиотеке КалмГУ прошло заседание межведомственного круглого стола «Профилактика наркозависимости в студенческой среде. Группы риска и маркеры наркозависимости». В работе круглого стола приняли участие представители Республиканского наркологического диспансера Минздрава РК, Республиканского психоневрологического диспансера Минздрава РК и Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по РК. Мероприятие было подготовлено психологическим центром «Гармония» с целью повышения профессиональной компетентности педагогов и работников, выполняющих воспитательные функции, в том числе и коменданты студенческих общежитий.

Участникам мероприятия были представлены результаты анонимного анкетирования, выявляющего мнение студентов о причинах и масштабах распространенности наркомании в среде молодежи. Психологической службой университета было опрошено более тысячи студентов, что позволило получить реальную оценку информированности нашей молодежи о наркомании и наметить основные векторы профилактической работы в 2023 году.  Исследование показало, что наркомания стремится к поглощению новых молодых жизней, незаконный оборот наркотиков является реальным злом в современной действительности. В плане профилактических мероприятий на 2023 год учтены результаты исследования, предусмотрены мероприятия направленные на повышение уровня информированности студентов о наркотической зависимости, максимальное профессиональное психологическое обеспечение всех участников образовательного процесса, приобщение к здоровому образу жизни.

Надо отметить, что у работы по профилактике наркозависимости в среде наших студентов имеет очень важный аспект. Выпускники университета работают на территории всей нашей республики, диапазон специальностей подготовки  охватывает все звенья специалистов и руководящих кадров республики, а это значит, что наши студенты со временем становятся воспитателями и наставниками, они несут свои знания и жизненные принципы дальше, воспитывая новое подрастающее поколение.

Психологический центр «Гармония» 22 ноября провел круглый стол на тему «Студенческое волонтерство в психологическом просвещении населения» 23.11.2023