Социально-психологическая адаптация студентов к учебе в вузе и к жизни в общежитии.
Адаптация — это перестройка психики человека под окружающую среду и способность человека приспосабливаться к требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой важный момент его жизнедеятельности. Под адаптацией студента следует понимать процесс приобщения студента к условиям вузовского образовательного процесса.
В процессе приспособления студентов к новым условиям жизни попеременно проявляются полярные качества психики:
— целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью,
— повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе,
— потребность в общении – желанием уединиться,
— возвышенность чувств нередко уживается с сухим рационализмом и циничностью.
Можно выделить три ведущих вида адаптации, а именно:
– социально-психологическая адаптация;
– дидактическая адаптация;
– профессиональная адаптация.
Социально-психологическая адаптация студентов — это процесс вхождения в новый коллектив, принятие установок, норм и ценностей. Для иностранных студентов и впервые приехавших из сельской местности в большой город, эта адаптации усложняется тем, что надо приспосабливаться к городскому образу жизни, к проживанию в общежитии и выстраивания отношений со студентами не только своей группы, но и студентами, проживающими совместно с ними. Трудности связаны с новизной социального окружения, потерей привычного коллектива, родных и друзей, плохое знание языка, отсутствием дружного и сплоченного коллектива студенческой группы. Результатом могут стать негативные переживания: растерянность, чувство одиночества, ощущение ненужности, тоска по дому.
Дидактическая адаптация представляет собой процесс приспособления студента к новой системе обучения, его содержанию и методам. К основным трудностям в обучении относятся: большой объем учебного материала, его сложность; большое наличие новых дисциплин; неумение пользоваться учебной литературой, а также ее конспектировать; может быть недостаточное знание русского языка, отсутствие контакта с преподавателями и студентами своей группы; неумение планировать учебное время и досуг.
Профессиональная адаптация студента представляет собой вхождение в профессию, овладение ценностями и нормами будущей профессиональной деятельности. Юность – пора профессионального самоанализа и самооценки, идёт сравнение идеального «Я» с реальным «Я». Но первое – не выверено, а второе – всесторонне не оценено. Это противоречие часто ведет к внутренней неуверенности личности, которая выражается в чувстве непонятости или комплекса неполноценности, а у других – в форме внешней развязности и напускного равнодушия к происходящему. К трудностям профессиональной адаптации студента относятся: неясное представление о своем профессиональном будущем; неумение провести правильную профессиональную самооценку; непонимание логики профессионального становления; неумение видеть профессиональную направленность учебного процесса.
Адаптация для современного студента к вузу продолжается в основном два года. Полностью судить о преодолении адаптационного барьера можно по характеру деятельности студентов и ее результатам. Если к третьему курсу студент ведет активную деятельность, проявляет целеустремленность в учебе, активно участвует в коллективных делах студенческой группы и факультета, значит, адаптационный период завершился.
Проблема адаптации особенно актуальна для студентов первого курса, ведь приходиться осваивать новые правила жизни и учебы в вузе. На протяжении первого года обучения происходит вхождение студента – первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности.
Для первокурсников, «оторвавшихся» от родителей и школьных товарищей – это сложный процесс, который может сопровождаться возникновением следующих трудностей:
1) появление отрицательных переживаний, связанных с потерей школьных друзей, переходом в новый коллектив, разлукой иногородних студентов с родителями;
2) неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
3) неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;
4) поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
5) налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;
6) отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать.
Взрослый человек адаптируется в новом коллективе приблизительно 3 месяца. У молодёжи этот период обычно длится от 2 недель до 1 месяца. У некоторых процесс адаптации растягивается на длительное время, что может вызывать перенапряжение, как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего снижается активность, и студент не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнять привычные для него виды деятельности.
Чтобы справиться с возникающими трудностями и адаптироваться в новой обстановке как можно быстрее, можно воспользоваться следующими рекомендациями.
— Прежде всего, настройтесь на позитивный лад. Вуз — это новая ступень социальных отношений, а все трудности преодолимы.
— Поддерживайте в себе оптимизм, юмор и свою веру в свои успехи и начинания. Поддерживайте себя словами: «Я всё сделаю хорошо», «У меня всё обязательно получится».
— Не подчёркивайте свои промахи, опирайтесь на свои сильные стороны. Не критикуйте себя, особенно в присутствии других людей.
— Не оставайтесь один на один с проблемами. Обязательно обращайтесь за помощью к родителям, куратору, педагогам, психологу.
- — Осознайте ответственность.
- — Наладьте режим дня. Без режима никуда. …
- — Социализируйтесь. Не вы один напуганы и взволнованы новой обстановкой в вузе. …
- — Реализуйте свой потенциал …
- — Распланируйте досуг …
- — Станьте волонтером …
- — Проконсультируйтесь с психологом.
Психолог ПЦ «Гармония» Туркмедова Виктория Савгаровна.
Как преодолеть кризис юношеского возраста.
Особенности юношеского возраста
«Юность — это время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». Яков Б. Княжнин
Юность – прекрасная пора. Этот период начинается с 15 (16) лет и продолжается до 20 (21) лет. Условно его можно разделить на раннюю юность 15-17 лет и позднюю юность 18-21 год. Пережив кризис переходного возраста (11-15 лет), юность сталкивает нас с действительностью, знакомит со смыслом жизни и ставит перед выбором жизненного плана. Юношеский возраст приносит ориентацию в будущее. Начинаются поиски себя в деятельности и профессии. Отношения в этот период складываются путем интеграции двух противоположных тенденций: расширение сферы общения, для получения нового опыта, и обособление в своем внутренним мире, для построения своей индивидуальности. Таким образом, мы жаждем и ищем общения, но проявляем избирательность в привязанностях. |
В юности происходят следующие кризисы:
Кризис идентичности.
Возникают: 1) вопросы «Кто я?», «Кем я хочу стать в жизни?»; 2) сомнения в своей личности, ценностях и убеждениях.
Здесь важно понять, что достижение идентичности – это длительный и сложный процесс, который требует времени и опыта. Можно обратиться к психологу или педагогу.
Кризис автономии.
Человек стремится к большей независимости и свободе, но иногда это желание с ограничениями и контролем со стороны родителей, это может привести к конфликтам и неуверенности в своих действиях. Для преодоления этого кризиса, важно, чтобы родители давали некоторую свободу и независимость и уважали мнение юноши или девушки и давали им возможность принимать собственные решения. При этом надо установить ясные границы и правила поведения.
Кризис социального статуса.
Здесь возникает сильное желание быть популярным и знаменитым. Юноши и девушки сравнивают себя с другими. Этот кризис может приводить к стрессу и депрессии. Для преодоления этого кризиса надо понять, что каждый уникальный и особенный. Важно найти свои сильные стороны и научиться ценить себя.
Кризис сексуальности.
Здесь начинается исследование своей сексуальности и взаимоотношений. Здесь можно столкнуться с такими проблемами, как самооценка, знание о сексуальном здоровье и мн.др. Для преодоления этого кризиса важно общаться и задавать вопросы на эту тему родителям. Важно ответственное и безопасное поведение.
Кризис юношеского возраста нужен человеку для решения следующих основных задач:
- Принять на себя новую роль взрослого человека.
- Самоопределиться. Понять кто я, что мне интересно, каким я себя ощущаю.
- Образовывать новые связи. С кем я дружу? Кто дружит со мной?
- Выбор жизненного пути.
Все эти задачи не решаются сразу, поэтому и юношеский кризис такой долгий – несколько лет.
Как можно выйти из психологического кризиса?
- Признать изменения и дать им место.
- Давать себе переживать и чувствовать.
- Планировать.
- Заботиться о себе.
- Рефлексировать.
- Мечтать о будущем и надеяться на лучшее.
- В трудные моменты, когда ситуация выходит из-под контроля обращайтесь к психологам. Психолог может оказать реальную помощь людям в сложных ситуациях. Он может помочь преодолеть страх, тревогу, восстановить душевное равновесие и вернуться к нормальной жизни.
Психолог ПЦ «Гармония» Туркмедова Виктория Савгаровна.
Кризис юношеского возраста 15 (16) – 20 (21)
«Кризис юношеского возраста» – это один из нормативных возрастных кризисов, когда вся жизнь становится совершенно не такой, как раньше. Он связан с глобальными изменениями круга интересов, общения, деятельности. Юноши и девушки постоянно стоят перед выбором, в связи с чем — напряжены и испытывают стресс. Этому кризису присущи такие признаки, как упрямство, юношеский максимализм, временные нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы.
«Кризис юношеского возраста» в возрастной психологии – это очередной период бурного развития человека, в который он начинает поиск себя, изменяет взаимоотношения с окружающими, приобретает новые цели в жизни и вырабатывает новые для себя стратегии поведения.
- Возникновение страхов
Человека тревожит будущее и все, что с ним связано. Он боится оступиться, ошибиться с выбором пути, не оправдать надежд близких людей, переживает за появление новой ответственности и обязанностей.
- Нарушения работы нервной системы
К ним относятся проблемы вегетативной системы: головокружения, учащенное сердцебиение, нервные тики, скачки давления, диспепсические расстройства, боли в груди и усиление работы потовых желез.
Также к невротическим реакциям относятся эмоциональные нарушения: неустойчивое настроение, раздражительность, вспыльчивость, плаксивость, понижение работоспособности, повышение тревожности, усиление самокритики, снижение концентрации внимания, неуверенность в собственных силах и возможностях, пессимизм.
Психолог ПЦ «Гармония Туркмедова Виктория Савгаровна
Возрастной кризис, что это?
Это этап в жизни, в котором происходят важные изменения в теле, психике и в целом в жизни человека. Каждый возрастной кризис это изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению к обществу и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, позитивно — вот, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.
Кризис новорожденности (0-2 месяца)
У ребенка ещё до конца не сформирована психика. Он не осознает себя и мир, полностью зависит от родителей. Чтобы преодолеть этот кризис, важна внимательность к потребностям малыша и телесный контакт: обнимать, укачивать, играть.
Кризис первого года жизни
Малыш начинает ходить и исследовать мир, делает первые попытки к самостоятельности. В этот кризис важно поощрять познавательный интерес, при этом оставаться рядом с ним, чтобы давать ему поддержку.
Кризис трех лет
Ребенок осознает себя отдельным человеком со своими потребностями. Чтобы заявить о своих желаниях, он может начать капризничать и бунтовать. Здесь важно поощрять самостоятельность и приучать к ответственности, развивать умение договариваться.
Кризис семи лет
Ребенок идёт в школу и становится частью коллектива. У него появляется учитель и новые обязанности — учить уроки, соблюдать дисциплину. Активно развивается интеллект. Могут быть сложности с адаптацией к новому. Поэтому важно оказывать ему поддержку.
Кризис 11-15 лет (подростковый)
В это время организм активно перестраивается. Продолжает активно развиваться интеллект и самосознание. Главным становятся отношения с окружающими, со сверстниками — компания друзей, первая любовь. Взрослым здесь стоит проявлять терпение к подросткам, давать им больше самостоятельности и ответственности.
Кризис 16-20 лет (юношеский)
Это важный этап в развитии профессионального самоопределения. Это период постановки целей, многие начинают работать и жить самостоятельно, приобретают независимость. Здесь важно прислушаться к себе: «Что для меня важно? Чего я хочу достичь? Что я умею?». Здесь роль взрослого — поддержать в начинаниях, помочь советом. Более подробно о кризисе этого периода читайте в следующей публикации.
Кризис 30 лет (кризис молодости)
На этом этапе строится карьера, создается семья. Человек оценивает прошлый опыт, ставит новые жизненные задачи. Важно не сравнивать себя с другими, ориентироваться на собственный опыт.
Кризис 40-45 лет (кризис среднего возраста)
Тело и внешность начинают меняться. Прошлые цели либо достигнуты, либо уже не желанны. Здесь могут возникать негативные переживания. В этот период люди пересматривают свои приоритеты, ценности. Важно сохранять ощущение устойчивости и создать новые смыслы своей жизни.
Кризис 60-70 лет (кризис пожилого возраста)
Человек ощущает процесс старения и понимает, что жизнь конечна. Это время оценки прожитого: «Чего я успел достичь? Получилось ли у меня реализовать все, что я хотел?». Результатом таких размышлений могут стать депрессивные переживания и отчаяние. На этом этапе важно сохранять активность: участвовать в решении семейных вопросов, делиться жизненной мудростью, выполнять бытовые дела, находить новые увлечения.
Психолог ПЦ «Гармония Туркмедова Виктория Савгаровна
Как все успевать?
Каждый студент (и не только!) сталкивается с проблемой – нехватки времени. Как успеть выполнить все за 24 часа? Порой на это может не хватить, не только времени, но и сил. Чтобы ликвидировать или минимизировать частоту появления этой проблемы, необходимо руководствоваться основными принципами тайм-менеджмента.
Что такое тайм-менеджмент? Тайм-менеджмент – это уникальный вид деятельности, который позволяет управлять временем: высвобождать его путем рациональных действий и правильной расстановки приоритетов. Тайм-менеджмент призван помочь человеку успевать больше, затрачивая при этом минимум сил, но получая качественный результат. Тайм-менеджмент можно расценивать как науку, которая помогает оптимизировать время, разделяя его на рабочее и свободное. Правильное сочетание свободного и рабочего времени позволяет повысить эффективность работы, сделать ее приятнее для индивида.
- Анализ времени и дел. Данный шаг позволяет оценить, сколько времени требуется на выполнение конкретного задания в зависимости от уровня сложности. Он призван оценить правильный порядок постановки задач и ввести ограничения на выполнение каждого задания. Например, ежедневно на зарядку можно выделить 10-15 минут, на прочтение книги – 30-60 минут и пр.
- Планирование времени и дел. Важно заранее составлять план на грядущий день или неделю. Недельный план необходимо ежедневно пересматривать с учетом актуальности задач. Возможно, потребуется внести коррективы из-за непредвиденных обстоятельств или вновь появившихся дел (например, получили задание на завтрашний семинар или срочное дополнительное задание).
- Самоорганизация. На этой стадии необходимо выделить несколько первостепенных задач, которые должны быть выполнены «любой ценой». «Золотое правило» тайм-менеджмента гласит, что «20% дел приносят 80% результата». Также можно классифицировать дела на простые и сложные: сперва рекомендуется выполнять простые (так как они потребуют меньше времени), а затем сложные.
- Делегирование задач. Данный принцип гласит «не бойтесь просить помощи». Если у вас общее задание на группу, то обязанности можно распределить. Например, поиск ответов к экзамену можно осуществлять в одиночку или распределить по несколько вопросов на каждого члена группы. 5. Фиксируйте все планы на бумаге. Как гласит народная мудрость «рукописи не горят». Чтобы не забыть ничего и выполнить все, что хотели, важно записывать дела и отмечать (зачеркивать, помечать галочкой и пр.) по мере их готовности. Список дел всегда носите при себе. Такой подход позволит не упустить ничего из виду и достичь поставленной цели.
- Исключайте лишнее. Расставляя приоритеты, отметайте лишние задачи или распределите их на другое время, другие дни. Грамотно управляйте как собственными силами, так и временем.
Опытные студенты рекомендуют придерживаться следующих принципов:
- Записывайте все дела и планы
- Планируйте свой день или неделю заранее
- Доводите дело до конца
- Объективно и адекватно оценивайте свои возможности
- Мотивируйте себя
- Полноценно питайтесь и отдыхайте
На первом месте в списке всегда должны быть Вы и главные люди в Вашей жизни — ради этого стоит поднапрячься и поработать над организацией своего драгоценного времени.
Психолог ПЦ «Гармония» А.А. Хаминова
Цель этих встреч – помощь в адаптации к образовательному процессу в системе высшей школы. Для вчерашних школьников все ново и необычно в нашем университете: расписание учебных занятий, незнакомые преподаватели, в статусе кандидатов наук и профессоров, большие учебные корпуса и многое другое, что для старшекурсников уже привычно и знакомо, у первокурсников вызывает тревогу и эмоциональные переживания. Самое главное для каждого новоиспеченного студента – адаптация в учебной группе. Станет ли общение с однокурсниками эффективной поддержкой в нелегком процессе обучения или же, наоборот, будет источником ежедневных негативных эмоций. Психологи познакомят с работой своего центра все учебные группы первого курса. В типовом плане проведения Дня психологического благополучия лекция-беседа о проблемах адаптации, анонимное анкетирование и коммуникативный тренинг.
Центр «Гармония» школьникам республики
Завершается летний сезон 2023 года, для психологического центра «Гармония» он был интересным и насыщенным событиями. Главным направлением работы в этот период стала консультационная работа, что является свидетельством растущего доверия к психологической службе университета и расширения диапазона наших знаний о современной молодежи.
Каждый новый человек, обратившийся за помощью в центр, дает нам уникальную информацию для размышлений и поиску путей к его психологическому благополучию. Это очень сложный процесс, требующий терпения и сил, как от специалиста, так и от клиента. Поэтому при первом обращении мы говорим, что психологи не маги, избавляющие от проблем заклинаниями, надо понимать, что изменения в нашей жизни создаем мы сами, своей волей и постоянной работой над собой.
С июня месяца до конца августа на базе санатория-профилактория работает летний лагерь «Джангар». Весь этот период центр «Гармония» сопровождал работу воспитателей и вожатых с подростками, теперь о том, что в нашем университете есть бесплатная психологическая служба, знают школьники всех районов республики. Конечно были трудности в адаптации к новому окружению и строгому распорядку дня, возникали проблемы во межличностных взаимоотношениях, ведь в среднем в каждой смене было по 150 детей. Но все лагерные смены прошли дружно, с насыщенными яркими и развивающими мероприятиями.
26 декабря 2022 года в научной библиотеке КалмГУ прошло заседание межведомственного круглого стола «Профилактика наркозависимости в студенческой среде. Группы риска и маркеры наркозависимости». В работе круглого стола приняли участие представители Республиканского наркологического диспансера Минздрава РК, Республиканского психоневрологического диспансера Минздрава РК и Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по РК. Мероприятие было подготовлено психологическим центром «Гармония» с целью повышения профессиональной компетентности педагогов и работников, выполняющих воспитательные функции, в том числе и коменданты студенческих общежитий.
Участникам мероприятия были представлены результаты анонимного анкетирования, выявляющего мнение студентов о причинах и масштабах распространенности наркомании в среде молодежи. Психологической службой университета было опрошено более тысячи студентов, что позволило получить реальную оценку информированности нашей молодежи о наркомании и наметить основные векторы профилактической работы в 2023 году. Исследование показало, что наркомания стремится к поглощению новых молодых жизней, незаконный оборот наркотиков является реальным злом в современной действительности. В плане профилактических мероприятий на 2023 год учтены результаты исследования, предусмотрены мероприятия направленные на повышение уровня информированности студентов о наркотической зависимости, максимальное профессиональное психологическое обеспечение всех участников образовательного процесса, приобщение к здоровому образу жизни.
Надо отметить, что у работы по профилактике наркозависимости в среде наших студентов имеет очень важный аспект. Выпускники университета работают на территории всей нашей республики, диапазон специальностей подготовки охватывает все звенья специалистов и руководящих кадров республики, а это значит, что наши студенты со временем становятся воспитателями и наставниками, они несут свои знания и жизненные принципы дальше, воспитывая новое подрастающее поколение.
Психологический центр «Гармония» 22 ноября провел круглый стол на тему «Студенческое волонтерство в психологическом просвещении населения» 23.11.2023