Впервые изучены особенности самопознания будущего специалиста в сфере профессионального образования

 

В настоящее время готовится к выпуску статья в высокорейтинговом издании молодого ученого КалмГУ Манджиевой Антонины Олеговны в соавторстве с коллективом ведущих ученых КалмГУ. В работе будет рассмотрен опыт самопознания будущего специалиста в сфере профессионального образования.

Необходимость повышения качества профессионального образования обусловлена сегодня, в связи с инновационными процессами в мире, изменениями характера профессиональных функций в разных сферах и новыми требованиями к личности специалиста. Современный профессионал должен обладать целым рядом качеств, способностей и видов опыта, которые позволяют ему быть субъектом своей профессиональной деятельности и собственного сознания. Данное исследование подготовлено совместно с моим научным руководителем д.п.н. Беловой Светланой Владимировной и следующими учеными: Хазыковой Т.С., Ботовой С.В., Чубановым И.И.

Предметом научного исследования, в связи с этим, возникает подготовка профессионала, знающего себя, свою субъективную реальность, особенности своего сознания и владеющего собственным мышлением как инструментом своей деятельности. Речь об опыте самопознания как системообразующем элементе образовательной и профессиональной деятельности будущего специалиста. Требуется осмысление теоретико-методологических основ и принципов построения процесса формирования у будущего специалиста опыта самопознания, обеспечивающего его психологическую разумность. В статье представлены результаты исследования, связанные с обоснованием опыта самопознания в качестве гуманитарного компонента содержания профессионального образования будущих педагогов и в выявлении способов формирования данного опыта в процессе вузовской подготовки. Методология исследования строится в контексте идей гуманитарно-антропологического и когнитивного подходов.

Научная новизна исследования. Новизна исследования состоит в уточнении сущности опыта самопознания как гуманитарного компонента содержания профессионального образования будущего учителя; в обосновании текстуально-диалогической деятельности в качестве ведущего метода формирования опыта самопознания. Результаты нашего исследования находятся на стадии завершения и частично внедрены в практику вузовского обучения на разных факультетах Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. Материалы данной статьи могут быть интересны магистрантам, аспирантам, преподавателям, исследующим гуманитарный принцип образования.

Практическая значимость работы: В ходе работы со студентами нами обнаружена взаимосвязь между знанием себя как носителя сознания и результатами своей образовательной деятельности. Такая взаимосвязь была выявлена у студентов и магистрантов в процессе анализа их устных и письменных высказываний, презентаций, резюме, планов и программ саморазвития. Замечено: «самопознанность», которую можно рассматривать как основу психологической разумности будущих специалистов, оказывает влияние на их умение вести диалог с другим человеком, на самочувствие, на качественные изменения в отношении своей профессии.

Уже на промежуточном этапе исследования нами обнаружены, помимо положительных изменений у студентов в плане их отношения к учебе, другие показатели их личностного развития: улучшение их самочувствия, повышение интереса к профессионально-личностному развитию, рост инициативности, активность в исследовательской и проектной деятельности, связанной с гуманитарной проблематикой и др. Через три месяца работы со студентами по программе эксперимента 79 % из них отметили, что стали меньше уставать на учебных занятиях и повысился их интерес к будущей профессии, тогда как на констатирующем этапе эксперимента 96 % заявляли об утомляемости и тревожности по поводу своего профессионального будущего. Мы делаем вывод о непосредственной связи результатов образования и самочувствия будущих специалистов от сформированности у них опыта самопознания.

Результаты нашего исследования находятся на стадии завершения и частично внедрены в практику вузовского обучения на разных факультетах Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. Текстуально-диалогическая форма образовательной деятельности, разработанная нами и связанная с формированием у студентов опыта самопознания, включена в процесс изучения некоторых учебных дисциплин. А также такая форма реализуется в условиях работы студентов и преподавателей над проектами. Анализ методов работы со студентами дает нам основание сделать вывод об эффективности разработанной программы формирования у будущих специалистов опыта самопознания.

Научный отдел