Весенняя сессия Школы юного литературоведа на гуманитарном факультете

 

В целях оказания всесторонней помощи учащимся общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия, развития учебных и творческих способностей школьников 10-11 классов, подготовки их к участию в различных литературных конкурсах, научно-исследовательских конференциях, едином государственном экзамене по литературе на гуманитарном факультете 1 апреля 2023 года были проведены занятия  весенней сессии Школы юного литературоведа (далее – ШЮЛ).

Работу ШЮЛ в торжественной обстановке открыла Есенова Т.С., доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы. Тамара Саранговна рассказала ребятам о преимуществах обучения в нашем вузе, о востребованности филологов в различных сферах деятельности и возможности реализации личностного и профессионального потенциала на всех уровнях высшего образования, успешной социализации в обществе.

Участники Школы юного литературоведа проявили большой интерес к лекциям и практическим занятиям, помогающим более глубокому пониманию и осмыслению произведений художественной литературы, а также способствующим их профессиональному самоопределению:

– «ЕГЭ по литературе: выполнение заданий сопоставительного характера» (занятие провела доцент кафедры Манджиева Б.В.);

– «Анализ лирического произведения в формате ЕГЭ» (занятие провела старший преподаватель кафедры Орлова Е.А.);

– «Анализ повести Эрнеста Хемингуэя “Старик и море”» (занятие провел доцент кафедры Манджиев Н.Ц.);

– «Литературный мем» (занятие провела доцент кафедры Микитенко Н.Ю.).

Для учащихся 10-11 классов интересной и полезной (по их отзывам) стала консультация по ЕГЭ, во время которой они задавали вопросы, касающиеся требований к выполнению заданий 6, 11, 12.1–12.5, объема привлекаемых текстов, способах аргументации своих суждений, правилах цитирования, использования теоретико-литературных понятий при написании полноформатного сочинения.

Комплекс заданий по лирике (анализ стихотворений разных жанров) – одна из важных составляющих ЕГЭ по литературе. На втором занятии учащиеся рассмотрели алгоритм подготовки к экзамену, особенности интерпретации лирических текстов, структуру сочинения 12 по лирике, разобрали сложности, связанные с использованием литературоведческих терминов. Особое внимание в ходе занятия было уделено типичным ошибкам, касающимся содержания развернутых ответов, определения авторской позиции, связанным с непониманием смысла задания, а также рекомендациям по их предотвращению.

Анализ эпического произведения – одно из самых распространенных заданий в школе. На примере повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» Н.Ц. Манджиев рассказал о приемах глубокого и осмысленного вчитывания в художественный текст. Рассматривая наиболее существенные компоненты прозаического произведения   (тематику, проблематику, сюжет, конфликт, образы героев, символы, детали), ребята учились видеть авторский замысел и основную идею, заложенную автором в  тексте повести.

Развитие мультимедийных технологий (сочетание текста, картинки, звука, видео) создает новые подходы к изучению литературного творчества. Если раньше в создании художественных произведений главным был текст, а картинки (иллюстрации) не играли большой роли в нем, то сегодня виртуальное общение породило новые виды текстов, часть которых становятся интернет-мемами. Микитенко Н.Ю. познакомила школьников с разными видами и жанрами интернет-мемов, такими как эдвайсы, карикатуры, демотиваторы, стрипкомиксы и др.

Обучающиеся 2 курса направления Филология, профиль Отечественная филология (русский язык и литература) провели литературную игру «Где логика?», нацеленную на активизацию мыслительной деятельности школьников и развитие их аналитических навыков. Победителям литературной игры были вручены грамоты и сладкие призы. Кроме того, все старшеклассники, принявшие участие в осенней и весенней сессиях ШЮЛ 2022-2023 уч.года, получили  сертификаты за активное участие в работе Школы.

Профессорско-преподавательский состав кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы выражает огромную благодарность за плодотворное сотрудничество классным руководителям и учителям русского языка и литературы МКОУ «Малодербетовская гимназия им. Б.Б. Бадмаева» (Пачаева Ю.Б., Настаева А.А.), МКОУ «Ачинеровская СОШ» (Завертаева Г.А., Есинова Н.В.), МКОУ «Комсомольская гимназия им. Б.Басангова» (Бадмаева Т.З.), МБОУ «СОШ №12» (Наминова С.А., Бадмаева Н.З., Усалко М.В., Чумданова А.Н.), МБОУ «РНГ им. Сергия Радонежского» (Моллаев А.М., Джамбинова М.Е.), а также старшеклассникам, принявшим участие в работе ШЮЛ.

 

Манджиева Б.В., Орлова Е.А., преподаватели кафедры РЯОЯ, РЗЛ.