В серой шинели рядового

Миллионы советских граждан совершали героические подвиги на полях сражений Великой Отечественной войны. Среди них был и мой дядя по линии матери Анатолий Иванович Донцов, участник войны последнего призыва. За образцовое выполнение боевых заданий на фронте награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Детство и юность героя прошли в Элисте. В 1927 году, когда первенцу в молодой семье Донцовых исполнился год, семья потеряла кормильца. Мать, Агафья Михайловна, работавшая в хозяйстве мужа, батрачила по найму у кулаков. Во время коллективизации  в 1929 году вступила в колхоз имени Сталина. В 1929 г. вышла замуж. Семья пополнялась детьми, в которой старшим был Анатолий.

Детство всегда золотая пора, каким бы трудным оно ни было. «Босоногие, стайками бегали мы, шумели, резвились. Пели революционные песни», так вспоминал своё детство Анатолий. В школу пошёл в 1934-м. Окончил семь классов при семилетней Красной школе № 5.

С началом войны учебные заведения Элисты опустели. Отцы и дети ушли на фронт. Новости с передовой приходили одна печальнее другой. Семнадцатилетний Анатолий пас овец на Чёрных землях. Затем вернулся в Элисту, работал в колхозе, участвовал в стрижке и окоте.

В 1942 году немцы вплотную подошли к Элисте. Улицы стали безлюдны. Перестал функционировать хлебозавод, не работала мельница. Над городом стояла тишина. По воспоминаниям очевидцев тогда замолчало всё живое. Собака не залает, петух не запоёт, курица не закудахчет.

И вдруг взрыв потряс улицу. Наши уничтожили старый деревянный мост, соединявший когда-то улицу Ленина и Красную (ныне ул. 28-й Армии). Однако это не стало непреодолимым препятствием для немцев, которые без труда перебрались на другой берег речушки.

С этого момента рёв моторов, длинные плащи, незнакомые резкие звуки чужого языка нагло ворвались в мирную жизнь городка. Привычными стали взрывы и бомбёжки, от которых надо было как-то спасаться, для чего Анатолий и его младший брат Николай соорудили свой маленький «блиндаж», вырыв неглубокую канавку, накрыв её ветками и сухой травой. В нём, спасаясь от снарядов, коротали своё время младшие сёстры: восьмилетняя Римма, пятилетняя Тая и трёхлетняя Рая. К счастью, обошлось без жертв.

Мужчины воевали. Женщины с детьми объединялись. В годы оккупации в доме матери жила и семья её младшего брата Ивана Михайловича Малиёва, служившего в составе 28-й армии. Сражался в её рядах и двоюродный брат, Петр Петрович Малиёв.

В ночь на 31 декабря 1942 года город освободили. 28-я армия разгромила группировку противника. «Среди шагавших с винтовками героев», вспоминал Анатолий Иванович», я сразу заметил родственников Ивана и Петра Малиёвых. Солдат встречала вся родня. Люди плакали от счастья и обнимались. Наскоро накрыли стол. Тепло маленького торжества согрело наш холодный дом».

Хотелось и мечталось, чтобы жизнь входила в своё русло. Анатолий учился на комбайнёра в Башанте, куда, по воспоминаниям родственников, добирался на верблюде. После учёбы был направлен в совхоз «Вознесеновский» на хлебоуборку. В 1943 году поступил учиться в зооветшколу в г. Степном, но не окончил. 15 марта 1944 года Степновским райвоенкоматом был призван в ряды Советской Армии: «По разнарядке отправили на фронт в г. Ковель и началась моя военная эпопея».

Жестокая штука война. На всю жизнь остались в памяти красное мессиво, рёв самолётов и сплошной гул военного времени. При прохождении службы до 10 октября 1944 года гвардии рядовой А.И. Донцов находился в 8-й армии под командованием генерала Чуйкова. За участие в освобождении городов Украины поощрён благодарностью и грамотой Верховного Главнокомандующего.

В октябре 1944 года в боях под Варшавой получил ранение в правое предплечье и направлен в полевой госпиталь. Впоследствии осколок всю жизнь напоминал о себе. 11 ноября 1944 года был выписан из госпиталя и направлен в 226 гвардейский  стрелковый полк 74 гвардейской стрелковой дивизии.

В госпитале и на войне время тянулось мучительно долго. Однообразные дни скрашивались тёплой перепиской с родными. Выписавшись из госпиталя, Анатолий отправляется вновь на фронт. На родину из-под Познани он писал матери: «Получили спецзадание – помочь выдвинувшимся нашим бойцам. Поспешили на подмогу, а встретили пулемётную очередь. Залёг за бетонный столбик, а товарищ в воронку. Завязался бой. Рикошетная пуля посекла лицо. Кинул гранату. Опять ранило. Долго пролежал в снегу. Потерял много крови. Очнулся, пополз к своим».

29 января 1945 года в уличных боях города Познань, стрелок, гвардии рядовой Донцов А.И., выдвинувшись вперёд под огнём противника, забрался на дом, где в рукопашной схватке уничтожил одного немца и одного сбросил на землю, чем обеспечил успешное продвижение подразделения вперёд. Кроме этого, занял позицию на доме, уничтожив при этом трёх немцев.

19 февраля 1945 года был ранен при штурме стратегически важного пункта местной крепости. День Победы встретил в госпитале.

На этом служба не закончилась. В сентябре 1945 года его снова направляют в Германию на Эльбу. В Эйзенахе Донцов А.И. выполнял интендантские обязанности, в Нордхаузене служил в ремонтной роте. Вместе с другими солдатами ставил на консервацию танки, чинил броневики и боемашины, разбирая плавающие амфибии. В Потсдаме служил в транспортной роте, возил офицеров на студебекере.

Ранения в боях не прошли бесследно. В 1949 году был демобилизован по болезни и направлен в госпиталь города Астрахани. О том, что он лечился в течение года недалеко от дома, родные ничего не знали, но верили, что Анатолий жив. И только в январе 1950 года он появился в Элисте. С гармонью и отрезами на платья для матери и сестёр.

В послевоенные годы Анатолий Иванович Донцов продолжил учёбу, окончил сельхозтехникум, Ставропольский сельхозинститут. Как дипломированный зоотехник Донцов А.И. внёс большой вклад в развитие животноводства республики. Успешно занимался улучшением калмыцкой породы скота.

В Элисте создал семью. Анатолий Иванович и Екатерина Ивановна Донцовы воспитали троих детей. Память о нём жива, а жизнь продолжается во внуках!

 

Надежда Акименко,

доцент кафедры германской филологии