«Тодо бичиг» (Ясное письмо) — национальное достояние ойрат-калмыков

 

В ойрат-калмыцком историко-культурном наследии есть события, даты, имена, значение которых непреходяще, ими гордятся ойрат-калмыки на протяжении многих столетий. Одно из них – национальная письменность «Тодо бичиг» (Ясное письмо), которая была создана в 1648 г. в Джунгарии великим просветителем Зая-Пандитой, выходцем из хошутской аристократии. В 1648 году Зая-Пандита реформировал старую монгольскую письменность (Хуудм бичг), создав ойрат-калмыцкое письмо «Тодо бичиг» («Ясное письмо») и приблизив его к разговорному языку.

Создание письма, литературного языка имело большое значение для укрепления ойратской государственности, культуры и образования, для развития письменности других народов. Поэтому важно не забывать о долге благоговейной памяти перед Зая-Пандитой, о нравственном и духовном долге перед первым Учителем, просветителем, патриотом. В День национальной письменности мы отдаем дань благодарной памяти Зая-Пандите, который подарил нам письмо. Собственная письменность дала ойрат-калмыцкому народу право на равных существовать с другими народами, своеобразный цивилизационный код. Для нас это код, созданный Зая-Пандитой, — «Тодо бичиг».

Поэтому День рождения ойрат-калмыцкой письменности и культуры ежегодно отмечается в Республики Калмыкия. Традиция проведения различных мероприятий существует и в институте калмыцкой филологии и востоковедения.

5 сентября в институте калмыцкой филологии и востоковедения была проведена открытая лекция, посвящённая Дню национальной письменности «Тодо бичиг». В этом году исполнилось 375-лет со дня создания Ойрат-калмыцкой письменности «Тодо бичиг». Лекцию прочитал директор института М.А. Лиджиев для учащихся 10-го класса гуманитарного профиля МБОУ «Элистинский лицей».

М.А. Лиджиев рассказал, как появилась ойрат-калмыцкая письменность и какими письмами пользовались предки ойрат-калмыков. Четвёртое тысячелетие насчитывает ойрат-калмыцкая письменность. Но и по сей день она несёт образовательный, развивающий, духовный, нравственный, формирующий и культурологический потенциал.  Ясное письмо, ставшее основой современного литературного языка, изначально было уникальным гармоничным явлением. Оно содержало целый ряд важнейших культурологических ценностей. «Осмысление истории происхождения ясного письма, современного понимания ее значения и запечатленной в ней ценностной системы, — сегодня значимо как для всего монгольского народа, так и для иных народов, которые многие годы соприкасались с этой системой письма». Зая-Пандита оставил уникальное наследие. Он создал простой и понятный алфавит, способствовавший распространению письменности, с одной стороны, и буддизма – с другой» — сказал М.А. Лиджиев.

Значение Зая-Пандиты для развития ойрат-калмыцкой письменности трудно переоценить. В изучении вклада Зая-Пандиты важны акценты не на форме букв, а на историко-культурологическом значении данного факта. Сегодня Зая-Пандита канонизирован и почитается как святой. В его наследие включается не только письменность, литературные памятники, но и буддийское служение, миссионерская деятельность. Мы должны бережно хранить свою культуру калмыцкого народа, чтобы сохранить свой цивилизационный код. Код — «Тодо бичиг» (Ясное письмо).

 

Кафедра калмыцкой литературы и журналистики