«Прекрасное должно быть величаво»: состязание любителей русского языка и литературы на гуманитарном факультете

Современное образовательное пространство нашего университета – это единая организованная и структурированная система блоков и модулей, позволяющая каждому студенту реализовать свои возможности и активизировать собственный потенциал, проявить интеллектуальные и творческие способности. Студенты не только посещают лекции и практические занятия, но и пробуют силы в самых различных состязаниях – от спортивных до интеллектуальных.

29 марта 2024 года в рамках мероприятий, посвященных 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина, преподавателями кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы к.ф.н., доц. Манджиевой Б.В., ст.преп. Орловой Е.А., к.ф.н., доц. Джамбиновой Н.С. была проведена университетская олимпиада по русскому языку и литературе, основная цель которой – формирование интереса у обучающихся разных направлений подготовки к русской литературе, творчеству великого А.С. Пушкина, культуры читательского восприятия и понимания, развитие способностей к интерпретации прочитанного.

В мероприятии приняли участие ребята 8 факультетов и институт. В количественном соотношении распределение получилось следующее: олимпиадные задания по русскому языку выполняли 51 человек, по литературе – 22 человека. Все задания, предложенные участникам, отличались уровнем сложности.

Первый блок по литературе включал 10 тестовых вопросов по жизни и творчеству А.С. Пушкина. Надо отметить, что в основном ребята дали правильные ответы. Например, они знают, как называли А.С. Пушкина в Лицее, смогли безошибочно продолжить известный пушкинский афоризм о воспитании: «Мы все учились понемногу… ».

Второй блок заданий – тестовые задания на знание литературоведческих терминов. Например, в предложенную цитату из текста А.С. Пушкина следовало вставить пропущенные понятия:

Четырестопный…………… мне надоел:

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я хотел

Давным-давно приняться за ………….. .

Следующий блок заданий – задания на проверку общей литературной эрудиции. Например, одно из них сформулировано так: представьте, что персонажи русской классической литературы получили возможность пользоваться современными цифровыми технологиями и общаются в WhatsApp или Viber. Определите, кто кому отправил сообщения; назовите автора и заглавие произведения, которое имеется в виду.

Кроме того, два задания были творческого характера (сложный уровень). Для выполнения одного из них, например, предлагались иллюстрации к художественным текстам. Участникам следовало отобрать иллюстрации к одному и тому же произведению и выявить ошибочно подобранный редактором рисунок, относящийся к другому произведению, а также написать краткую вступительную статью (преамбулу) к разделу с выбранными иллюстрациями. Комплексный анализ рассказа В. Астафьева «Окно» из цикла лирической прозы «Затеси» оказался довольно сложным для студентов непрофильных направлений подготовки, но несколько человек смогли раскрыть тему, проблему и идею этого произведения, проанализировать основные образы и мотивы.

В результате состоявшегося интеллектуального состязания места по литературе распределились следующим образом:

1 место – Тявина Ксения Николаевна, 1 курс, «Зарубежная филология»;

2 место – Мучкаева Стелла Борисовна, 3 курс, «Зарубежная филология (китайский язык и литература, английский язык)»;

3 место – Ученова Светлана Сергеевна, 1 курс, «Экономика»; Мудаев Андрей Иванович, 3 курс, «Зарубежная филология (китайский язык и литература, английский язык)»;

4 место – Тачиева Арина Евгеньевна, 1 курс, «Педиатрия»; Булдурунов Айтин Эрдниевич, 1 курс, «Техносферная безопасность».

А.С. Пушкин является основоположником современного русского языка. И.С. Тургенев говорил о том, что именно Пушкин «дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым». Задания по русскому языку включали вопросы на знание истории русского языка, правил орфографии, пунктуации и др. Например, необходимо было найти в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар» старославянизмы и указать их признаки, или ответить на вопрос, почему в строках стихотворения «Калмычке» А.С. Пушкина используется словосочетание в блестящей зале?

В качестве творческого задания по русскому языку студентам было предложено написать мини-сочинение, используя цитату К.Д. Бальмонта «Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников». В сочинении ребята должны были ответить и на вопросы о том, как они познакомились с творчеством поэта, как открывали для себя А.С. Пушкина. В целом все участники справились с испытаниями, однако некоторые оставили без внимания творческое сочинение.

В результате проверки олимпиадных заданий по русскому языку, были определены победитель и призеры:

1 место – Манджиева Татьяна  Батровна, 2 курс, направление «Химия», Медицинский факультет;

2 место – Головина Валерия Владимировна, 3 курс, направление «Зарубежная филология (китайский язык и литература, английский язык)», институт калмыцкой филологии и востоковедения;

3 место – Чуев Хонгр Васильевич, 3 курс, направление «Ветеринария», аграрный факультет.

Мы выражаем огромную благодарность деканатам, заведующим кафедрами нашего университета за проявленный интерес и сотрудничество. Особую признательность хотим выразить студентам-участникам олимпиады за смелость, решительность, креативность, любовь к русской литературе.

Хотим поблагодарить студентов 2–3 курсов направления «Отечественная филология (русский язык и литература)» за помощь в организации и проведении олимпиады.

О времени, дате и месте вручения дипломов победителям и призерам   (1 – 4 места), сертификатов участникам  сообщим дополнительно в деканаты факультетов и института.

Манджиева Б.В., Орлова Е.А., преподаватели кафедры русского языка и общего языкознания,

русской и зарубежной литературы