Первый национальный форум преподавателей истории

7 октября в г. Тобольске Тюменской области состоялся Первый национальный форум преподавателей истории. Стоит отметить высокую организацию форума, где представители различных вузов страны были окружены вниманием и заботой организаторов на протяжении всего времени. Участие в нем приняли более 100 педагогов из разных регионов страны, представители научного сообщества, а также руководители органов власти в сфере высшего образования. В Оргкомитет форума входили министр науки и высшего образования РФ Фальков Валерий Николаевич, председатель Правления РИО Могилевский К.И., губернатор Тюменской области Моор А.В., ректор РГГУ Безбородов А.Б., директор ИРИ РАН Петров Ю.А., ректор Тюменского государственного университета Романчук И.С., декан исторического факультета ИАИ РГГУ Барышева Е.В. и др.  От нашего университета принял участи доцент кафедры ИРДА ГФ Авлиев Вячеслав Николаевич.

Форум начался тремя круглыми столами: Проект историко-культурного стандарта для неисторических специальностей и направлений, Современные подходы к учебно-методическому обеспечению преподавания истории в высшей школе и Молодежного клуба Российского исторического общества. Каждый из них прошел с «живой» и продуктивной дискуссией.

На первом из названных круглых столов директором Института российской истории РАН Юрием Петровым и директором Тобольского педагогического института имени Д. И. Менделеева (филиалом) Тюменского государственного университета Сергеем Шиловым участникам был представлен новый стандарт для неисторических специальностей и направлений подготовки в высшей школе. Концепция предполагает увеличение количества часов на изучение истории, что будет способствовать более глубокому осмыслению исторических событий и процессов, происходивших в России, в том числе в контексте мировой истории.

Участники второго из названных круглых столов ознакомились с результатами экспертизы учебников и пособий по истории для высшей школы. Согласно докладу  замдекана исторического факультета по учебной работе РГГУ Татьяны Луциной рабочая группа Экспертного совета при Минобрнауки России провела мониторинг учебных материалов 597 вузов, по результатам которого 20 учебников и пособий рекомендованы к использованию для обучения студентов неисторических специальностей. Также на этом круглом столе был представлен директором издательства «Наука» Федосеенковым Николаем Николаевичем сайт, который будет в себе аккумулировать исторические научные издания, монографии, аудиоматериалы, видеоматериалы  и периодику для открытого доступа студентам университетов и преподавателям по подписке непосредственно университетов.

На форуме, в частности, было озвучено, что количество часов предмета на непрофильных специальностях может увеличиться уже с 2023 года. Так, на историю готовы потратить 144 академических часа, причем 80 процентов времени будет отведено на практические занятия.

Вторая или Пленарная часть форума прошла в форме расширенного заседания Экспертного совета по развитию исторического образования. Председатель РИО Сергей Евгеньевич Нарышкин отметил, что Концепцию преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки в высшей школе ждёт обсуждение профессиональным сообществом и его доработка. Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков отметил, что важно поддерживать связь с теми, кто занимается преподаванием истории и историческими исследованиями, организует эту работу как на профильных, так и непрофильных подразделениях университетов и институтов. Министр отметил рост числа бюджетных мест, выделяемых в рамках контрольных цифр приема на УГСН «История и археология» в российских вузах. Он также отметил, что роль истории в подготовке любого специалиста сложно переоценить для всех направлений подготовки.

— Это то, что делает человека уникальным, так как формирует ценностный каркас и личность, на что также работают университеты — подчеркнул Министр.

Юрий Петров, доктор исторических наук, директор института российской истории РАН, сказал: «чтобы упрочить общегражданское единство, следует сделать единым преподавание истории во всех, а не только профильных, вузах государства. На деле все выглядит так: концепции, подходы, темы, часы, отведенные на курс, разнятся от университета к университету. Ученый считает, что внимание студентов высшей школы следует направить на понимание причин и следствий событий, процессов, тенденций и ввести в программу региональный компонент без ущерба для других направлений исторической науки».

Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян назвал преимуществом российского исторического образования изучение российской и мировой истории, и что студенты неисторических направлений подготовки тоже должны иметь представление о ключевых проблемах мировой истории. А вузовский курс истории не должен быть повторением школьного.

Председатель Правления РИО Константин Могилевский отметил, что будучи центром ответственности по распределению контрольных цифр приема на направления подготовки группы «История и археология» РИО содействовало увеличению числа бюджетных мест с 2020 по 2022 годы более чем на 400 бюджетных мест с последующим ростом.

Член Совета РИО, президент РГГУ Ефим Пивовар обратил внимание на необходимость включения отраслевых и региональных сегментов в преподавание истории. Работа по этому направлению также связана со статусом вузовских музеев, который планируется проработать.

— Реализация намеченных направлений намечена уже на ближайшее будущее — отмечают организаторы Форума.

По итогам обсуждения проект историко-культурного стандарта будет доработан и утвержден. Первым практическим результатом стало утверждение Минюстом  приказа Минобрнауки № 662 от 19.07.2022 г. «О внесении изменений в ФГОС ВО» по которому с 1 сентября 2023 г. дисциплина «История России» будет реализовываться в объеме не менее 4 з.е, из которых 80% будет составлять контактная работа преподавателя с обучающимися.

В целом, работа форума прошла плодотворна и весьма продуктивна. Кроме вышесказанного, были налажены контакты с представителями иных вузов для будущего сотрудничества в различных вопросах.

Кафедра истории России, документоведения и архивоведения