Сегодня было проведено открытое лекционное занятие профессора Сусеевой Данары Аксеновны. Тема лекции: «Язык и речь. Синхрония и диахрония». Занятие было проведено в академической группе ИКФВ. Оно было проведено с использованием презентации лекционного материала. На основе презентации можно свидетельствовать, что преподавателем были четко обозначены план и структура занятия. Отмечается строгая последовательность и правильное распределение времени в изложении отдельных вопросов.
По теме лекции были рассмотрены четыре вопроса: язык и речь; из истории изучения проблемы «Язык и речь». Взгляды Ф. де Соссюра; язык и речь как две стороны одного целого; синхронный и диахронический аспекты изучения языка.
Лектор использовал материалы, раскрывающие научное понимание проблемы «Язык и речь» и историю изучения этой проблемы в отечественном и зарубежном языкознании. На хорошо подобранном материале лектор раскрыл суть проблемы на современном этапе развития языкознания и сопутствующих ей наук.
Профессор Сусеева Д.А. раскрыла практическую значимость теоретических знаний, которые касаются проблемы «Язык и речь», показала возможности применения этих знаний в практике преподавания русского языка, а также для разграничения синхронного и диахронического аспектов в изучении языка использовала собственные научные труды, связанные с исследованием языка письменных документов В.Н. Татищева, возглавлявшего в 1741-1745 гг. Калмыцкую комиссию при Коллегии иностранных дел.
После проведения открытого занятия отмечается, что использованные профессором Сусеевой Д.А.. методы проведения занятия соответствуют содержанию занятия, уровню подготовки студентов. В качестве формы контроля знаний студентов использовался опрос.
Важно отметить, что лекция была прочитана на высоком научно-методическом уровне. Аргументировано раскрыты понятия «язык» (как система) и «речь» (как реализация языка), их связь и функции. Раскрыта роль отечественных (А.А. Реформатский и др.) и зарубежных ученых (Ф. де Соссюр) в решении проблемы «Язык и речь». При раскрытии функций языка и речи было приведено много примеров из художественной прозы (Шолохов, Шукшин) и поэзии (А. Фет и др.). При раскрытии синхронного и диахронического аспектов изучения языка студенты были ознакомлены с одним из деловых писем В.Н. Татищева XVIII века.
Кафедра русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы