Открытое занятие доцента кафедры педагогики Аппаевой Я.Б.

28 марта 2024 года на факультете педагогического образования состоялось очередное открытое занятие, проведенное доцентом кафедры педагогики Аппаевой Я.Б. со студентами 3 курса профиля «Начальное образование» по дисциплине «Социальная педагогика» на тему «Сущность и содержание детской субкультуры».

В начале занятия преподаватель представила план лекции, а также кратко рассмотрела предыдущий материал читаемого курса и материал смежных дисциплин, на которых базируется тема лекции. В лекции использованы последние научные изыскания в данной области знаний, рассмотрены особенности детской субкультуры. Изложение материала лекции Аппаевой Я.Б.  осуществлялось с использованием мультимедийной презентации, в которой рассматриваемые вопросы наглядно представлены в форме рисунков, таблиц, что в значительной степени облегчает восприятие и освоение студентами представленного материала.

Лектором было подчеркнуто, что мир современного детства стремительно меняется.

Культурные средства, транслируемые взрослыми в настоящее время, не опираются на возрастные особенности мотивационной сферы детей, а их собственные смыслы отсутствуют или лежат вне традиционного культурного контекста.

Неспецифические виды деятельности современных детей способствуют «растягиванию» периода детства, нежелание нести ответственность перед обществом следствием чего является отсутствие своевременного социального созревания. Соответственно изменяется детская субкультура.

В ходе лекции были раскрыты основные характеристики и особенности детской субкультуры на основе работ М.В. Осориной, Н.Я. Большуновой, Н.В. Ивановой. Детская субкультура является продуктом социального взаи­модействия и коллективного творчества детей в свободном общении, познавательной деятельности в неформальных группах.  Детской субкультуре свойственны такие феномены как дет­ский фольклор, шалости, страшные истории, рукописные расска­зы о любви, детская магия, испытания храбрости и пр. Достиже­ния детской субкультуры закрепляются через детские традиции и детский фольклор — результат коллективного творчества мно­гих поколений детей. Фактически этот фольклор является язы­ком детской субкультуры, которая преимущественно бесписьмен­на.

Одной из главных особенностей детской субкультуры является то, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны, детская субкультура – это скрытое обращение к миру взрослых, самобытный способ освоения взрослого социального мира, способ самоутверждения в нем.

Психологи (Б.Д. Эльконин и др.) считают состояние детской субкультуры, игры и детского сообщества важными индикаторами положения детства. Рассмотренные особенности детской субкультуры как элемента детства свидетельствует о тенденциях ее трансформации в современном социуме.

Материал лекции хорошо структурирован по содержанию и объему.  В течение занятия обучающиеся активно вовлекались в дискуссию по проблемной ситуации, использовался презентационный материал. Проблемная лекция с элементами обратной связи позволила организовать активную работу обучающихся, дала возможность студентам показать свои знания и высказывать мнения. Следует отметить, что обучаемые приводили примеры из собственного жизненного опыта и  из педагогической практики.

На открытом занятии присутствовали: зам. декана факультета, ст. преподаватель Худогулова Е.П., к.п.н., доцент Кюнкрикова И.В., к. фил. наук, доцент кафедры калмыцкого языка, монголистики и алтаистики Бембеев Е.В., которые отметили актуальность и важность темы, также выразили удовлетворение качеством открытого показательного занятия.

Кафедра педагогики