Об одном из самых драматических периодов отечественной истории

 

Сегодня на гуманитарном факультете доцентом кафедры истории России, документоведения и архивоведения Абеевой О.Н. была проведена открытая лекция для студентов 1 курса направления «Филология» профиль «Зарубежная филология» по дисциплине «История России» по теме: «Россия в 1990-е годы».

Открытое занятие посетили декан гуманитарного факультета Убушаев Е.Н., д.и.н., профессор Лиджеева К.Ф., доценты Мацакова Н.П., Амаева Д.В., ассистенты Колдаева Ц.Ц., Мухлаева Д.Ю., магистрант 2 года обучения Санджиева В.С.

Лекционные занятия являются неотъемлемой частью учебного процесса в высшем учебном заведении. В настоящее время лекция претерпела существенные изменения:  преподаватель не просто доносит информацию студентам, а способствует активизации и развитию их мышления.

Существует множество видов лекций: академическая, лекция-беседа, проблемная лекция,  лекция вдвоем,  лекция-пресс-конференция, лекция-провокация, лекция-визуализация. Доцент О.Н.Абеева провела лекцию-провокацию, или лекцию с запланированными ошибками. Такой вид лекции требует большого лекторского мастерства и чувства ответственности, тщательного отбора материала для ошибок и их маскировки в изложении. Подобная лекция выполняет не только стимулирующие, но и контрольные функции, поскольку позволяет преподавателю оценить качество освоения предшествующего материала, а слушателям проверить себя и продемонстрировать свое знание предмета, умение ориентироваться в нем.

Тема лекции выбрана не случайно. Опрос студентов показал, что изучению этой темы в школьном курсе отводится мало времени, так как выпускники в это время готовятся к сдаче ЕГЭ,  а ведь 1990-е годы – это самый сложный период в истории современной России, это время формирования нового политического режима, становления многопартийной системы, глубокой трансформации экономики и всего российского общества, существенных изменений в сфере науки и культуры, в отношениях государства и религиозных организаций и т.п., поэтому школьникам сложно ориентироваться в сложной обстановке того времени.

Подготовка к лекции началась за две недели до даты проведения открытой лекции, так как  проведение такого вида лекции требует самостоятельной подготовки не только преподавателя, но и студентов. После определения темы лекции-провокации, доцент О.Н.Абеева раздала студентам список рекомендуемой литературы для подготовки к занятию.

Определяя запланированные ошибки в материале лекции, О.Н.Абеева придерживалась определенных требований: ошибки не должны быть явными, не должны касаться малозначительных деталей, должны затрагивать наиболее типичные случаи, а также  должны быть хорошо замаскированы в тексте лекции. Преподаватель изложила перечень этих ошибок на бумаге, который по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции.

Объявив тему лекции, преподаватель сообщила, что в лекции будут сделаны ошибки содержательного методического, поведенческого характера, назвав их количество, а студенты должны найти их и зафиксировать записями в тетради по ходу проведения занятия.

За 15 минут до окончания занятия была проведена аналитическая работа –  проведен  разбор ошибок. В ходе разбора были даны правильные ответы на вопросы. Надо отметить, что по теме «Россия в 1990-е годы» обсуждение ошибок проходило преподавателем совместно со студентами.

В целом, проведение лекции-провокации приучает студентов вести записи по ходу лекции.

Присутствующие коллеги высоко оценили открытое занятие доцента Абеевой О.Н., отметили множество функций, которая выполняет лекция с запланированными ошибками, среди которых информационная, мотивационная,  организационно-ориентационная, оценочная, методологическая, систематизирующая,  воспитательная, контролирующая и др..

Кафедра истории России, документоведения и архивоведения