В свет вышло новое учебное пособие «Этика», автором которого является доктор социологических наук, профессор кафедры философии и культурологии Овшинов Алексей Николаевич. Учебное пособие, адресованное студентам вузов, имеет ряд новшеств. Так, автор в качестве инновационного подхода предлагает использование системы тестирования остаточных знаний студентов. Речь идет о проблемно-модульном обучении.
Новое учебное пособие отвечает всем требованиям ФГОС направлений подготовки бакалавриата высшего профессионального образования третьего поколения, а также рабочей программе по дисциплине «Этика».
Под понятием «этика» подразумевается философская наука, знание. Под понятиями «нравственность» и «мораль» — изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности. Таким образом, этика является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.
Этика как философская дисциплина в той или иной степени решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания; включается в вариативную часть профессионального цикла по следующим направлениям: «Политология», «Психология», «Экономика», «Журналистика», «Социология», «Культурология» и др.
Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания. Многие философы рассматривали эту дисциплину как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей. Поэтому этику изучают не только для того, чтобы знать, что такое добродетель, но и чтобы быть добродетелем.
В условиях реализции новых образовательных стандартов пособие призвано решать следующие задачи:
— ознакомить студентов с основными историческими этапами, структурой и спецификой этического знания, понятийным аппаратом этики, её ролью в решении духовных проблем современного общества;
— способствовать формированию убежденности в необходимости моральных принципов в профессиональной деятельности;
— открыть возможности совершенствования духовно – нравственного мира студента на основе нравственного воспитания.
В результате освоения дисциплины студенты:
— освоят общие понятия нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д;
— овладеют культурой дискуссии, способны будут формировать собственное аргументированное мнение по мировоззренческим, социальным и личностно-значимым проблемам.
В целом, курс включает в себя 12 разделов, каждый из которых раскрывает понятие «этика», её основные проблемы, а также знакомит нас с представителями этического учения, начиная с древних философов – просветителей и заканчивая учеными Нового времени.
Рецензентами учебного пособия также стали ученые КалмГУ. Это доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и культурологи В.Н.Бадмаев и доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой калмыцкой литературы и журналистики Института калмыцкой филологии и востоковедения Р.Б. Дякиева.
Новое учебное пособие окажет содействие обучающимся в освоении философских знаний, которые необходимы не только для учебы, но важно и для жизни каждого человека. Ведь этика обобщает, систематизирует и старается создать единые ценности и идеалы. Философская дисциплина учит человека жить в мире, иметь собственное мнение, поднимает его нравственную активность. Знание принципов этики способствует формированию целостного мировоззрения и помогает в определении жизненных ориентиров.
Виктория Дорджиева, студентка 3 курса направления «Журналистика» ИКФВ