«Научное наследие К.Д. Ушинского в аспекте современного образования и воспитания»

 

«Научное наследие К.Д. Ушинского в аспекте современного образования и воспитания» — под таким названием сегодня на базе КалмГУ в онлайн-формате проходит национальная научно-практическая конференция  с международным участием. Мероприятие приурочено к  200-летию российского педагога, писателя, одного из основоположников научной педагогики в России К.Д. Ушинского, вклад которого в развитие педагогики нашей страны невозможно переоценить. В конференции принимают участие педагоги, учителя,  преподаватели, ученые, члены-корреспонденты РАО. Площадка собрала представителей 20 регионов страны, в их числе  Московская, Ярославская, Ростовская, Волгоградская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Якутия, Дагестан и др.

В первой половине дня состоялось пленарное заседание, в ходе которого участников конференции поприветствовал ректор КалмГУ Бадма Салаев, отметивший особую значимость мероприятия. «Очень символично, что конференция проходит именно в Год педагога и наставника, — отметил Бадма Катинович. –  И все мероприятия в рамках года проводятся, в том числе, в знак признания высочайшей общественной значимости профессии учителя. Конференция посвящена и юбилейной дате К.Д. Ушинского,   масштаб личности которого и значение его деятельности велики. Ключевые идеи Константина Ушинского сегодня лежат в основе современных исследованиях ведущих ученых и специалистов в области педагогики, психологии и образования. Сегодня в ходе конференции состоятся дискуссии, обмен мнениями на предмет того, почему идеи ученого не устаревают и какова их роль в современной школе. Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей.  В их числе нельзя не согласиться с таким высказыванием Ушинского, что «педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, а должна опираться на всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в вузе, опираясь на науку. Особенно близка идея ученого о том, что образование должно учитывать своеобразие каждого народа, его традиции,  исторические особенности и родной язык».

Как отметил доктор педагогических наук, профессор, директор научного центра РАО при КалмГУ Аркадий  Панькин,  к знаменательной юбилейной дате – 200-летию К.Д. Ушинского по всей России прошли различные мероприятия. Несомненно, они вызвали большой интерес к творчеству Ушинского и это необходимо для того, чтобы мы вернулись к этому неиссякаемому роднику и смогли скорректировать свою деятельность в новых современных условиях.  В ходе пленарного заседания А.Панькин выступил с докладом на тему «Пансофия полиэтнических образовательных систем К.Д. Ушинского». В частности, пансофия, как подчеркнул Аркадий Борисович, заключается в том, что всеобщая мудрость, которая была впервые в нашей стране исследована, научно обоснованна  и представлена для учителей, педагогов как руководство к действию. На основе методологических заветов Ушинского, этнопедагогическая культура любого и каждого из народов является пансофическим феноменом мировой цивилизации, отметил в докладе профессор А.Панькин.

Сериков Владислав Владиславович, член-корреспондент РАО, профессор доктор педагогических наук, советник директора по подготовке научных кадров Института стратегии развития образования Российской академии образования говорил о личностно-развивающем образовании. Он выступил с докладом на тему «Методологические ошибки в исследованиях молодых ученых». Всего в ходе пленарного заседания было заслушано восемь докладов.

Во второй половине дня конференция продолжила свою работу на площадках двух секций: «Теоретико-методологические проблемы современной педагогики в свете учений К.Д. Ушинского» и «Этнопедагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы обучения калмыцкому языку».

 

Саглара Чингеева