Национальная вышивка – код культурного наследия предков

«…высветление человека во всех его силах», – вспомним Н.В. Гоголя – в этом выражается смысл культурно-просветительской функции библиотеки, причем любой, независимо от ведомственной принадлежности. И руководствуясь этим, сотрудники научной библиотеки проводят множество мероприятий, направленных на повышение уровня культуры, духовного развития студентов, их социализацию, не только по своему плану, но и соглашаются на предложения, скажем, извне. Так, к примеру, в начале ноября в библиотеке прошел показ документального фильма «Песня Зеленой Тары» – история буддийской тханки из фондов ставропольского музея имени Прозрителева и Праве. Фильм поведал студентам историю ее создания в 1913 г., к 300-летию Дома Романовых, утраты в годы войны и чудесного спасения для нас с вами и, конечно, будущих поколений. Для буддистов эта тханка – бесценная реликвия, которую невозможно оценить ничем! Автор и продюсер фильма Н.А. Бардаева сделала подробный анализ ее и сакрального, и искусствоведческого значения, что, несомненно, обогатило новыми знаниями присутствовавших студентов. Специалисты рассматривают тханку  как памятник прикладного искусства калмыцких вышивальщиц и, действительно, невозможно не поразиться их мастерству. Словно в подтверждение этому, 22 ноября, библиотека  стала площадкой для лекции «Калмыцкая традиционная вышивка и орнамент в текстиле: виды техники и приемы» и последующего мастер-класса, проведенного кандидатом философских наук Кермен Петровной Батыревой. Это культурно-просветительский проект, поддержанный компанией «Лукойл».

Надо отметить, что искусство вышивания – одно из древнейших видов народно-прикладного творчества всех народов, но, как подчеркнула Кермен Петровна, все же у каждого народа оно имеет свои особенности, по которым можно узнать принадлежность вышитой вещи. Это сразу и «проверили» по видеопрезентации.

Думаю, что аудитория узнала много нового для себя. Согласитесь, даже если мы и любуемся красотой национальных костюмов, вышитых наволочек, клатчей, то вряд ли задумываемся о том, как это сделано. Между тем, как оказалось, особенностей не счесть! К примеру, одних только видов орнаментов – 10! А вышивка имела растительные, животные, геометрические, астральные и пейзажные мотивы. Многообразие швов, которыми владели мастерицы, даже не берусь перечислять. Так, меандр – самый распространенный мотив, означающий вечное движение, мотив плетенки – узел счастья, долголетия, алх зег, облачный зег, да и еще много звучало терминов! Участники мероприятия теперь точно знают отличие золотого и золóтного шитья, и что исполняется оно швом «прикреп», которому учились тут же на мастер-классе от Кермен Петровны. Кажется, все, что нужно для красивой вышивки – это нитки, игла, пяльцы. А вот и нет! Усидчивость, аккуратность, терпение вам уж точно не помешают! Да, и время! Ох уж это вечно не хватающее время! Но, как мы знаем, если человек чем-то увлечен, то сутки удивительным образом «расширяются»! Одна из участниц мастер-класса заметила, что занятие вышивкой успокаивает. Может, стоит заняться?

Кстати, мужскую одежду украшали только растительными мотивами и позументами, а женскую всеми видами. И изображения символов счастья, жизненной силы, плодородия  на одежде ли, на предметах быта ли,  служили не просто украшением, а отражали мировоззрение народа, его связь с природой,  давали людям веру в их магическую силу. Образцы вышивок на подушке, клатче и многом другом, представленные Кермен Петровной, при близком рассмотрении впечатлили даже ребят, о девушках и не говорю! И как это замечательно, что это искусство, передаваясь из поколения в поколение, сохранилось до наших дней! Сохранить бы и дальше!

 

С. Богаева, зав. ОМР НБ