Лекция-обсуждение по фольклористике

 

Старшим преподавателем кафедры иностранных языков, межкультурной коммуникации и регионоведения, аспирантом направления «Фольклористика» Чалбановой К.В. было проведено занятие в рамках педагогической практики. Лекция-обсуждение на тему «Калмыцкие и китайские космогонические мифы» была проведена со студентами 3 курса направления «Зарубежная филология (китайский язык и литература, английский язык)».

Среди калмыцких космогонических мифов очень популярны мифы об Арахе. Араха – злой дух, который проглатывал Солнце и Луну. В некоторых мифах он представляется ханом всех асуров (т.е. повелителем демонических существ). В борьбе с ним выступает Ваджрапани (калм. Очрвани). Ваджрапани – бодхисаттва буддийского пантеона, представляется со скипетром (санскр. «ваджра», калм. «очр»), который помогает ему в борьбе с Арахой. Во всех космогонических мифах Ваджрапани выступает защитником всех живых существ, божеством добра, хотя в буддийской иконографии он представляется грозным, даже свирепым божеством. Во всех этих мифах сюжет одинаков: Араха, злой дух, выпивает священный напиток и скрывается, Ваджрапани, божество добра, с помощью Луны и Солнца находит его и разрубает пополам: верхняя часть устремляется наверх, нижняя остается на земле. В отместку Араха заглатывает Луну и Солнце, таким образом, и Луна, и Солнце поочередно исчезают с небосвода, так калмыки объясняли лунные и солнечные затмения.

В китайском мифе о происхождении мира «盘古开天辟地» («Паньгу разделяет небо и землю») небо также играет важную роль. В китайском космогоническом мифе рассказывается о Паньгу. В китайском мифе о происхождении мира от одного тела великана Паньгу произошли десятки тысяч, дословно от 万, вещей. Паньгу не является божеством, это труженик. Паньгу – это «собирательный образ коллективной силы трудового народа». Миф о превращении Паньгу во все сущее является объяснением о развитии природы, диалектическом мышлении о явлениях природы. Миф о Паньгу славит величие труда и не имеет ничего общего с религиозным представлением о Боге, создавшем мир из ничего. В мифе «盘古化生万物» («Паньгу превращается в мириады вещей») тело Паньгу стало меняться: его дыхание стало ветрами и облаками, голос стал громом, левый глаз стал Солнцем, правый стал Луной; его руки и ноги стали четырьмя сторонами земли, а пять частей его тела стали пятью горами и т.д.

Чалбанова К.В. ознакомила студентов с калмыцкими космогоническими мифами, а также рассказала их содержание. Вместе со студентами были обсуждены общие, схожие моменты в китайских и калмыцких космогонических мифах. Калмыцкие космогонические мифы довольно мало изучены, но тема оказалась очень интересна студентам. Некоторые студенты проявили интерес для дальнейшего изучения и сравнения мифов народов.

 

Чалбанова К.В.

кафедра ИЯМКР, кафедра КЛЖ