«Правда и ложь в современной журналистике» — разговор за круглым столом под таким названием состоялся накануне в Институте калмыцкой филологии и востоковедения в рамках дисциплины «Профессиональная этика журналиста», организованный доктором социологических наук, профессором кафедры философии и культурологии ИКФВ А.Н.Овшиновым.
Алексей Николаевич перед началом работы Круглого стола обратился к студентам с приветственным словом, озвучил круг тем и проблем, выбранных для совместного обсуждения.
Участниками обсуждения интересной и актуальной темы стали студенты 4 курса направления «Журналистика». В ходе проведения мероприятия были представлены презентации и доклады. Студентам была дана возможность обсудить такие вопросы, которые напрямую касались их будущего, становления как представителей современных масс-медиа. Это профессиональная мораль журналистов, современное состояние российского медийного рынка и медийная ложь, как фактор самоуничтожения журналистики.
В начале встречи выступила студентка Мария Кочергина с докладом о морали журналиста в интерактивном формате. Профессиональная мораль журналиста как социальный феномен явление сложное и многогранное, отражающее процессы, происходящие в российском обществе. Журналисты, в свою очередь, сами подвержены деморализующему влиянию негативных последствий в развитии общества, как материальных, так и нравственных. Лишь твердая позиция высоконравственных, духовно развитых представителей журналистики с моральной оценкой происходящего способна вернуть веру в возрождение духовности и высоких моральных принципов.
Второй очень важной проблемой стало обсуждение современного состояния российского медийного рынка. Развитие технологий — один из важнейших факторов, воздействующих на динамику отечественного медиарынка. Традиционные СМИ стремятся осваивать интернет-пространство, создавая электронные версии своих изданий и собственные сайты. В настоящее время возникло множество разнообразных интернет-СМИ и других компаний, активно действующих в сети. Это различные поисковые системы, почтовые системы, корпоративные сайты, платёжные системы, интернет-магазины, блоги и др.
На рынке печатной продукции, так же как на телевизионном и радиорынке, наблюдается тенденция к концентрации. Происходит консолидация печатных СМИ, поглощаемых крупными издательскими домами и холдингами.
И третий немаловажный вопрос, предпринятый для обсуждения, это вопрос о медийной лжи, которая является одним из самых волнующих и актуальных в общественных дискуссиях России. Студенты приняли активное участие в обсуждении данной проблемы и пришли к выводу, что ложь деформирует идеал журналистики. Участники круглого стола также отметили, что необходимо усилить этическое давление на СМИ ради ограничения зоны распространения дезинформационных дискурсов. Важен и тезис о необходимости воспитания критически мыслящей аудитории.
Дискуссия по всему комплексу поставленных вопросов в рамках Круглого стола полезна сегодня не только для исследователей журналистики. Она, несомненно, очень полезна для выпускников, без пяти минут специалистов в своем деле. Разговор был полезен и тем, что представление о дальнейшем развитии для редакционных коллективов и всей отрасли в целом.
Светлана Дорджиева, студентка 4 курса направления «Журналистика» ИКФВ