Библиотека – территория памяти: Совершенный учитель

 

 

 

«Нам, калмыкам, всегда везло на бескорыстных и благородных людей других национальностей, в первую очередь, русских. Перед ним мы должны склонить голову, его имя мы должны вечно хранить в своих сердцах», – писал народный писатель Калмыкии А. Балакаев, отмечая заслуги Н.Н. Пальмова – родоначальника  архивной службы республики. Действительно, сколько людей, без  которых невозможно представить историю калмыцкого народа! И имена многих вроде как увековечены, чаще в названиях улиц, а той, как говорил еще А. Амур-Санан, «широкой народной молвы» об их заслугах уже и нет. Да, меняются времена, меняются люди, но, согласитесь, есть вещи вечные, в их числе и наша благодарная память – мост между прошлым и настоящим. И потом, чтобы помнить, надо знать, а как показывают наши интеллектуальные игры, одним из критериев которых является национальный компонент, имена, может, и слышали, а вот почему они отнесены к этическим ценностям, не знают. А хотелось бы, чтобы знали! «Человек живёт век, а его дела – два», – гласит пословица и именно о таких людях  наша рубрика «Библиотека-территория памяти».

В ней мы уже рассказывали об ученом В.Л. Котвиче, исследователе В.Г. Бергмане, переводчике «Джангара» С.И. Липкине,  художнике-иллюстраторе «Джангара» В.А. Фаворском, основоположнике калмыковедения  Н.Н. Пальмове. И это лишь несколько примеров из множества.

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель», – считал Л.Н. Толстой. Сегодня мы отдаем дань уважения и памяти одному из таких учителей – заслуженному учителю Калмыцкой АССР, Герою Социалистического Труда Татьяне Дмитриевне Юрковой, стоявшей в конце XIX-начале XX веков у истоков организации школьного образования Калмыкии.

Она родилась в декабре 1872 г. одиннадцатым ребенком в семье крепостного крестьянина Костромской губернии. О какой учебе можно было думать? Но ее забрала в свою семью старшая сестра, вышедшая замуж за капитана парохода, что, безусловно, и дало ей возможность учиться. Ее аттестат учителя начальной школы, полученный в Астраханской женской гимназии, можно назвать первым шагом в неведомую ей калмыцкую степь, а по сути, в вечную память в истории нашего народа. Она давала частные уроки, через год устроилась учителем женской ремесленной школы. Зарплата была мизерной, а надо было помогать воспитывать племянницу овдовевшей к этому времени сестре, которой требовалось к тому же лечение. Решение вопроса как жить дальше, пришло неожиданно из информации от отца одной из учениц о том, что Калмыцкое управление приглашает русских учительниц на работу в улусные школы-интернаты. «Там хорошее жалованье… почему бы вам не попытать счастья?…». И вскоре на ее прошении Главному попечителю калмыцкого народа появилась резолюция: «Определить наставницей Эркетеневской улусной школы с 18 ноября 1893 г.».

Татьяна Дмитриевна планировала поправить финансовые дела и через год вернуться в Астрахань, но для двадцатилетней девушки, воспитанной на трудах основоположника русской педагогической науки К.Д. Ушинского, стал правилом его девиз «сделать как можно больше пользы отечеству». Трудностей хватало, это, не будем забывать, дореволюционная степь, но она находила силы для их преодоления в понимании, что нашла свое призвание, что может и очень хочет помочь детям-калмыкам, которых искренне полюбила. Так прошло девять лет. Татьяна Дмитриевна не собиралась никуда уезжать. «Мы очень любили свою молодую учительницу и старались учиться как можно лучше»,- писал в воспоминаниях один из ее первых учеников У.Д. Душан, ставший впоследствии врачом. Но тяжелая форма малярии стала причиной перемены места жительства. Врач С.Р. Залкинд посоветовал Татьяне Дмитриевне переехать в Элисту, где лучше климат, родниковая вода.

В 1902 г. Т.Д. Юркова стала заведующей Манычской улусной школы, созданной на базе Багачоносовской начальной школы, переведенной в Элисту. Здание школы требовало ремонта. За два года С. Залкинд и Т. Юркова сумели собрать средства от аймачных обществ на строительство нового здания школы с 4-летним обучением, которое было построено к 1906-1907 учебному году. Это была школа-интернат для мальчиков, в которой учились в основном сироты, дети бедняков.  Приходили учиться и дети служащих улусной администрации. Здание сохранилось до наших дней и внесено в список объектов культурного наследия РК под названием «Красной школы». Сегодня это административное здание и репетиционная база Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты».

Позже были построены еще три аймачные школы. А ее понимание, что от образованности и просвещенности женщин зависит состояние общества, помогло неимоверными усилиями получить разрешение не только на организацию женской школы,  но еще и уговорить родителей отдать дочерей в школу, которая открылась 1 октября 1906 г.

Татьяна Дмитриевна вкладывала в свой труд самое высокое звучание, много внимания уделяя и внеурочной работе. Она выходила с учениками на природу, знакомила с трудом крестьян-земледельцев, что расширяло их кругозор, стремилась привить им интерес к более прогрессивным методам ведения скотоводства, земледелия, к оседлому образу жизни. Поднимала вопросы усовершенствования методов обучения, разработки единой программы для всех школ, подготовки учителей-калмыков и многие другие, но, надо отметить, мешало противодействие чиновников царского правительства. Поэтому Татьяна Дмитриевна с радостью встретила установление Советской власти.

Были созданы улусные отделы народного образования. Т.Д. Юркову назначили заведовать Манычским отделом.

Вскоре для подготовки учителей начальной школы решением Наркомпроса РСФСР в г. Астрахани при Калмыцком облоно были организованы двухгодичные педкурсы, в 1921 г. преобразованные в Калмыцкий педагогический техникум, ставший первым средним профессиональным учебным заведением в истории нашего народа. И здесь потребовались знания и организаторские способности Татьяны Дмитриевны, ее назначили заведовать опытной школой при техникуме.

Расставание было трогательным. В газете «Красный калмык» учителя Манычского улуса опубликовали открытое письмо, в котором выразили свою любовь к Татьяне Дмитриевне, высоко оценили ее вклад в дело просвещения калмыцкого народа, назвав его «поучительным примером настоящего понимания общественного долга».

Хочется отметить и решение Татьяны Дмитриевны перед отъездом в Астрахань передать в дар калмыцкому музею коллекцию предметов быта и произведений искусства, собранную ею за годы жизни среди калмыков, о чем свидетельствует сохранившееся письмо Н.Н. Пальмова. Не увезла с собой, согласитесь, это дополнительная характеристика человека, неоценимо много сделавшего для нас.

Под руководством Татьяны Дмитриевны были разработаны программа и букварь, подготовлены к изданию учебники по русскому языку для калмыцких школ с учетом языковых особенностей калмыцких детей. Подумайте, какая это неоценимая помощь в развитии нашего народа! Сколько наших первых специалистов в разных сферах начали свой путь в профессию с этих учебников! Завершила она педагогическую карьеру, продолжая учить детей русскому языку в Калмпедтехникуме, почти в семидесятилетнем возрасте.

Татьяны Дмитриевны не стало 9 июня 1957 г. на 85 году жизни.

Каким же неоценимым богатством стали годы ее работы для нашего народа! Ведь именно школа является началом начал для каждого человека, для общества. Мы все идем по жизни, «…ощущая под ногами истертый камень школьного крыльца». Поэтому, каждый раз, проходя мимо барельефа Татьяны Дмитриевны на Аллее Героев, прочтите вслух ее имя, воздайте мысленно ей благодарность.

 

С. Богаева, зав. ОМР НБ