Библиотека – территория памяти. Кино…кино… кино…

 

«Процветания российским кинематографистам и всем причастным!», – так звучало в поздравлении с профессиональным праздником – Днем российского кино, который отмечается 27 августа. Кто же из нас не любит кино? Как любители мы причастны уж точно, а потом задумалась…

Кинематограф Калмыкии…даже не знаю, можем ли мы говорить о нем как о составной части духовной культуры нашего народа?

Да, безусловно, у нас многовековая богатейшая традиция художественного слова, у нас есть, что сказать о театральном, изобразительном, музыкальном искусстве. А танцы! Это наше все!

Вот кино… что вспоминается вам? Конечно, документальные фильмы о Калмыкии, роли в российском кино калмыцких артистов старшего поколения Юрия Ильянова, Александра Сасыкова, Валентины Арсановой, молодым более знакомы имена Евгения Сангаджиева, Евгении Манджиевой. Нельзя не вспомнить «Гадание на бараньей лопатке» режиссера Ады Неретниеце по сценарию Олега Манджиева, фильм «Чайки» Эллы Манжеевой.

Между тем у нас есть первый историк калмыцкого кино и в этом году 90 лет фильму «Очир», одному из первых фильмов о калмыках, снятому в 1932 г. Сценарий, написанный по повести Амур-Санана «Аранзал» был признан в конкурсе лучшим киносценарием о жизни калмыков. В День кино писать об этом не стали, студенты были на каникулах, вряд ли «сидели» на нашем сайте, а хочется, чтобы они знали, кто-то, может, вспомнил об этих интересных фактах.

В 1970 г. выпускник Ростовского кинотехникума Алексей Иванов приехал в Калмыкию по распределению и стал работать оператором на телевидении. С детства увлекался фотографией, в 1972 г. организовал фотокиностудию «Фокист», сумев увлечь детей так, что многие из них получили ориентир в выборе профессии. Немало студийцев работают профессиональными фотографами, операторами, режиссерами кино и телевидения республики и за ее пределами: оператором на студии «Мосфильм» работает Дмитрий Ермаков, режиссером Центрального телевидения – С. Дейнега. Примеров немало.

В эти же годы А. Иванов начал собирать материал о радио, телевидении и кино Калмыкии. Не будучи уроженцем нашей республики, он так проникся этой темой, что собранный материал лег в основу его дипломной работы в годы учебы на заочном отделении истфака КГУ, получив дальнейшее развитие в его кандидатской диссертации «Становление и развитие кинематографа РК. 1920-1991 гг.».  Позже он написал книгу «Старое кино» (история калмыцкого кинематографа).

Это первый и пока единственный систематизированный труд по истории калмыцкого кино, начавшегося от самодеятельных актеров в 20-е годы прошлого столетия и ставшего сегодня одним из видов национального искусства.

Алексея Иванова по праву можно называть первым историком калмыцкого кино. Конечно, еще много не изученного, но начало положено. И как хорошо, что есть такие увлеченные, неравнодушные люди! Зачастую благодаря их энтузиазму восстанавливаются целые пласты истории. Так, в течение восьми лет А. Иванов собирал материал о первом калмыцком профессиональном киноактере Зуле Нохашкиеве. Это встречи с современниками и коллегами артиста, переписка, телефонные разговоры и очень плодотворная поездка в 1986. в Ленинград, где ему удалось встретиться с М.Н. Ротиновым («Очир»), П.В. Клушанцевым («Неустрашимые»), Н.Л. Прозоровским («Гайчи»), операторами фильмов, в которых снимался наш земляк, с его двумя сыновьями и дочерью, бережно хранящими то немногое, что осталось у них от отца и, конечно, работа в архиве студии «Ленфильм», в котором ему выдали папку с надписью «Очир». Так по крупицам сложился и стал нам ближе образ З. Нохашкиева, снявшегося более чем в 15 картинах, из которых, как я сказала выше, особую судьбу имеет фильм «Очир».

Ленинградский режиссер Дарья Шпиркан проводила отбор артистов и заметила молодого человека, объясняющего детям принцип действия кинокамеры, находившейся в автомобиле киногруппы. Это был учитель З. Нохашкиев, снявшийся к этому времени уже в трех фильмах. Его и пригласили на роль главного героя. Картина была хорошо принята зрителями. Д. Шпиркан в киногазете писала: «…Мы нашли человека, который, безусловно, сможет со временем пополнить совершенно пустое место нашей кинематографии актера – национала».  В 1943 году по понятным причинам фильм был изъят из проката и во всех кино – каталогах значился несохранившимся. Вернул его зрителю через 43 года А. Иванов: в Ленинграде К.Я. Китенко, военный конструктор, супруг Дарьи Шпиркан, любезно предоставил ее архивы, хранившиеся дома. К сожалению, режиссер скончалась в 1970 г. Изучая документы, Иванов обратил внимание на металлические ящики в глубине шкафа. Достал их и… вот счастье исследователя, награда за поиски – в ящиках находился фильм «Очир»!

Оказалось, что Д. Шпиркан работала с киногруппой на фронтах Великой Отечественной войны, снимая кинохронику, и в освободившихся населенных пунктах в кинотеатрах забирала имеющиеся фильмы. Однажды среди трофейных картин она увидела свой, и с тех военных лет он находился у нее дома.

Вот так Алексей Александрович обогатил калмыцкий фильмофонд. Благодаря ему был найден и фильм «Неустрашимые».

Интересна судьба Зулы Нохашкиева, но это отдельная тема. Он погиб 17 августа 1943 г. в боях за освобождение г. Демидово Смоленской области. Много сделал А. Иванов для увековечения его памяти: написал книгу «Киноартист З. Нохашкиев. Жизнь и творчество», по его инициативе при содействии Министерства по делам молодежи, туризма и спорта РК установлен памятник на месте гибели артиста. По предложению Иванова одна из улиц Элисты названа именем З. Нохашкиева. В 2003 г.  «Калмрескинофондом» учреждена национальная премия имени З. Нохашкиева, первым лауреатом которой заслуженно стал А.А. Иванов.

Книги А. Иванова по истории калмыцкого кино имеются в фондах нашей библиотеки. Возьмите, почитайте, это интересно.

 

С. Богаева, зав. ОМР НБ