«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» — СОВЕТ ФУМО.

С 12 по 15 апреля 2023 года на базе Северо-Кавказского горно-металлургического института – (государственного технологического университета) — СКГМИ (ГТУ) прошло заседание Совета ФУМО по УГСН 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство». В нём приняли участие около ста представителей вузов со всей страны. От КалмГУ в нем приняли участие заведующий кафедрой природообустройства и охраны окружающей среды инженерно-технологического факультета Сангаджиева С.А., доцент кафедры ПООС Мушаева К. Б.

Тема заседания была посвящена изменениям в федеральном образовательном стандарте, новым подходам к преподаванию дисциплин БЖД, подготовка кадров в высших учебных заведениях по безопасности жизнедеятельности, защите окружающей среды и по укрупненной группе специальностей и направление «Техносферная безопасность и природообустройство».

В открытии заседания приняли участие директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации Татьяна Рябко, заместитель министра образования и науки Республики Северная Осетия — Алания Людмила Макиева; ректор СКГМИ (ГТУ) Игорь Алексеев.

Эксперты ведущих вузов страны — МГТУ им. Баумана, РГУ нефти и газа, МИСИС, МАДИ, РХТУ им. Менделеева, ДГТУ (Ростов-на-Дону), МЭИ, КГТУ-КАИ (Казань), КГТУ (Курск), ДВФУ (Владивосток) и др. собрались во Владикавказе, чтобы поделиться опытом и предложить новые подходы к образованию в сфере безопасности жизнедеятельности.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился ректор СКГМИ (ГТУ) Игорь Алексеев. Он акцентировал внимание на тех трудностях, которые стоят перед региональными техническими вузами: с каждым годом сокращается число выпускников, которые выбирают для сдачи ЕГЭ математику и физику. Кроме того, наблюдается дефицит преподавателей этих дисциплин на местном уровне, а их компетенции оставляют желать лучшего. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, университет совместно с министерством образования запустили в школах проект «Инженерные классы». Со своей стороны, как сообщила заместитель министра образования Людмила Макиева, республиканский Минобр провел тестирование школьных учителей и по его итогам разработал индивидуальные программы повышения квалификации по каждому преподавателю.

Планируемые изменения в системе высшего образования, которые предполагают отказ от ориентации на Болонскую систему, поставили перед экспертным сообществом множество сложных вопросов, которые обозначила в своем выступлении Татьяна Рябко, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России. По ее словам, необходимо определить новый единый базовый уровень высшего образования в диапазоне от 4 до 6 лет, причем задача ФУМО — решить, какой срок обучения требует каждое конкретное направление подготовки. Разработка новых стандартов и их внедрение к 2025 году должны проходить без революционных потрясений. Перечень специальностей также будет пересмотрен.

В докладе председателя ФУМО Владимира Девисилова, который представила ученый секретарь ФУМО Елена Симакова (МГТУ им. Баумана), были обозначены итоги деятельности объединения за минувший год, а также основные направления работы на ближайший период. Контрольные цифры приема на бюджетное обучение и в 2022/2024, и в 2023/2024 учебных годах составили 5600 человек. В ходе обсуждения в рамках образовательной группы «Техносферная безопасность и природообустройство» (до послания президента) было предложено в дополнение к существующей двухуровневой системе ввести (восстановить) вместо ранее существующих 6 специальностей две специальности с 5,5 летним сроком обучения: «Инженерная защита окружающей среды», «Безопасность технологических процессов и производств», при сохранении уже существующей специальности «Пожарная безопасность». В докладе также представлен вариант УГСН при переходе на специалитет.

С докладом о международном опыте подготовки кадров в области защиты населения и территорий от ЧС выступила главный научный сотрудник ВНИИ ГОЧС МЧС России Елена Арефьева. В сравнении с российским подходом к подготовке кадров в вузах Евросоюза сделан больший упор на междисциплинарность, системный подход и изучение гуманитарных аспектов реагирования на риски ЧС, что, по мнению автора, представляет интерес для применения в наших образовательных программах.

Об опыте внедрения в систему высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» сетевых программ обучения на примере МГТУ им. Баумана и китайских вузов рассказала ученый секретарь ФУМО Елена Симакова. Такие программы позволяют аккумулировать лучший опыт образовательных и научных организаций, использовать ресурсы партнеров, диверсифицировать способы академической мобильности.

В течение нескольких дней участники заседания обменивались опытом, инновационными методами подготовки кадров, обсуждали совершенствование системы обучения студентов и переподготовки кадров, дискутировали о планируемых изменениях в системе высшего образования, образовательных стандартах и организации обучения.

доцент кафедры ПООС ИТФ Мушаева К. Б.