Научный отдел


Адрес 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11; корпус 1а КалмГУ, каб. 308
Телефон (84722) 3-71-42
E-mail nauka.kalmsu@gmail.com, nauka-kalmsu@mail.ru
Веб-сайт https://vk.com/science_kalmsu


Гранты и конкурсы

Научные школы

Прием граждан по личным вопросам:    вторник, с 15.00 до 17.00, корпус 1а, каб. 308

Цели, задачи и функции отдела

Основными целями научного отдела являются:

  • обеспечение необходимых экономических, социальных и производственных условий для наиболее полного использования и развития научно-технического и учебно-методического потенциала коллективов вуза, подразделений и отдельных работников;
  • повышение научно-технического уровня, эффективности научных исследований и качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями отраслей экономики;
  • развитие технической и производственной базы, обеспечения роста квалификации и профессионального уровня сотрудников научного отдела и вуза.

В рамках этих целей на научный отдел возлагаются следующие задачи:

  • выполнение научно-исследовательских, конструкторских, технологических, опытно-конструкторских, работ;
  • научно-техническое обеспечение учебного процесса и подготовка специалистов высшей квалификации;
  • создание и реализация научно-технической продукции, мелкосерийной и малотоннажной наукоемкой продукции;
  • подготовка и переподготовка кадров для сопровождения созданной научно-технической продукции;
  • оказание научно-технических и консультационных услуг по всем направлениям своей деятельности;
  • производство и реализация товаров народного потребления, являющихся результатом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • осуществление всех видов рекламных работ;
  • информационное обслуживание, организация семинаров, совещаний, выставок, ярмарок, реализация продукции интеллектуальной деятельности;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности от имени вуза в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с целями и задачами научный отдел выполняет следующие функции:

  • обеспечивает выполнение научно-исследовательских работ, необходимый теоретический уровень, качество и практическую направленность проводимых исследований;
  • принимает активное участие в конкурсах грантов (лотов), которые проводятся в рамках реализации государственных и коммерческих программ и деятельности соответствующих фондов;
  • создает временные творческие коллективы (состоящие из штатных работников, обучающихся, аспирантов и т.д.), в том числе с привлечением на основе гражданско-правовых договоров специалистов из других организаций. При необходимости привлекает в качестве соисполнителей другие организации;
  • обеспечивает интеграцию научной и образовательной деятельности;
  • оказывает в установленном порядке необходимую научно-методическую помощь федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям всех форм собственности в практическом применении ими результатов исследований и разработок КалмГУ;
  • выполняет заказы на научные исследования и разработки для юридических и физических лиц на основе гражданско-правовых договоров;
  • распространяет новейшие достижения науки, издает научную, учебную, методическую и справочную литературу и осуществляет выпуск научных периодических изданий, содержащих результаты научной деятельности КалмГУ, в том числе Вестника КГУ;
  • поддерживает и развивает свою научно-исследовательскую, информационно-вычислительную и материально-техническую базу.

Основные научные направления фундаментального и прикладного характера  ФГБОУ ВО «КалмГУ»

1. Развитие АПК.

В рамках данного научного направления перспективными являются 3 кластера: селекционно-генетический (сохранение уникального генофонда сельскохозяйственных животных, восстановление аборигенных видов скота), биотехнологический (повышение продуктивности животноводства и растениеводства в Калмыкии, в том числе: внедрение ресурсосберегающей технологии повышения питательности и сбалансированности кормов с использованием новых кормовых культур, химическое консервирование и обогащение кормов) и технический (создание агротехнопарка как фактора инновационного развития региона).

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении:

Аграрный и инженерно-технологический факультеты, центр селекции и семеноводства «Росток», центр биотехнологических исследований и ветеринарных мероприятий «Биовет», УНПЦ «Возрождение номадного животноводства и системы рационального природопользования в аридной зоне юга России», центр сервисного обслуживания автотранспорта, центр строительной экспертизы «ЭкоС: экспертиза, образование, строительство».

2. Энергосбережение и энергоэффективность.

Научное направление развивается в рамках одноименного приоритетного направления развития науки, технологий и техники в РФ. В рамках данного направления перспективным является развитие использования  нетрадиционных возобновляемых источников энергии на территории РК. Комплексные исследования по разработке и внедрению ветровых, солнечных и комбинированных электроустановок. Внедрение в сельскохозяйственное производство экологически чистых энергетических технологий.

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении: УНПЦ «Возобновляемые источники энергии», инженерно-технологический факультет.

3. Рациональное природопользование.

Научное направление развивается в рамках одноименного приоритетного направления развития науки, технологий и техники в РФ. В рамках данного направления перспективными являются 4 кластера:

a) экологическая безопасность (комплексный мониторинг экологической обстановки, природных и техногенных объектов);

b) геоэкологическое изучение, эколого-хозяйственная оценка природно-территориальных комплексов (ПТК), инвентаризация флоры и фауны Республики Калмыкия;

c) комплексная геоинформационная и социально-экологическая оценка состояния природной среды Северо-Западного Прикаспия и прогнозирование экологической ситуации в регионе, туристско-рекреационный, адаптивное землепользование  и мелиорация;

d) землеустройство (внедрение технологии отраслевой хозяйственной деятельности на землях Республики Калмыкия, разработка мероприятий по рациональному использованию земельных угодий,  кадастровая оценка земель Республики Калмыкия).

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении: центр селекции и семеноводства «Росток», эколого-биологический центр «ЭкоПро», аграрный и экономический факультеты, факультет педагогического образования и биологии.

4. Исследование и разработка методов и технологий получения биологически активных веществ.

Получение биологически активных соединений из природного сырья растительного и животного происхождения. Исследование структуры и функции биологически активных соединений, разработка методов синтеза и комплексной переработки минеральных и биологических ресурсов Калмыкии.

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении: факультет педагогического образования и биологии, Межфакультетский центр коллективного пользования оборудованием кафедры химии.

5. Информационно-коммуникационные технологии и компьютерное моделирование.

Научное направление развивается в рамках  приоритетного направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации «Информационно-телекоммуникационные системы» и критической технологии «Технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации».

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении: центр компьютерного образования «Авторизованный тестовый центр ECDL», учебно-методический центр новых информационных технологий, факультет  математики, физики и информационных технологий.

6. Исследование природных и природно-техногенных экосистем для устойчивого развития региона.

Геоэкологическое изучение, эколого-хозяйственная оценка природно-территориальных комплексов (ПТК), исследование биоразнообразия РК.

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении: эколого-биологический центр ЭкоПро, проблемная научно-исследовательская лаборатория «Аридные экосистемы», УНПЦ «Физико-химические исследования природных объектов Калмыкии», факультет педагогического образования и биологии, аграрный факультет.

7. Медико-социальные проблемы формирования здоровьесберегающей среды в РК.

Перспективным направлением является развитие «здоровьеориентированного» образовательного процесса в университете.

Задействованные структуры: факультет педагогического образования и биологии, психолого-образовательный центр «Р.О.С.Т.».

8. Социально-экономические проблемы региона.

Направления исследования: кластерная теория экономического развития региона, актуальные вопросы национальной экономики, открытых экономических систем, управления деятельностью производственных предприятий, налогового регулирования. А также определение земельных ресурсов как основы аграрной экономики и фактора экономического роста Республики Калмыкия. Формирование основ устойчивого развития производственного сектора в аграрной экономике Республики Калмыкия.

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении: экономический факультет, факультет управления и права, центр маркетинговых услуг «УСПЕХ».

9. Проблемы истории, археологии, литературных и языковых процессов в Калмыкии.

Направления научных исследований: миграционные процессы в Евразии, этносоциальная интеграция кочевников в многонациональном Российском государстве, этническая культура и этносознание калмыцкого общества. Фундаментальные исследования по монголоведению и алтаистике. Организация и проведение археологических разведок (исследований) и охранных раскопок в зонах природного и антропогенного разрушения объектов (памятников) археологического наследия на территории Казахстана. Паспортизация объектов (памятников) культурного (археологического) наследия и их документационное обеспечение.

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении: образовательный центр лингвистического образования и перевода «UNIVERSUM», гуманитарный факультет, институт калмыцкой филологии и востоковедения, научно-образовательный центр буддийской философии, прикаспийский научно-образовательный археологический центр, центр социологических исследований научный центр монголоведных и алтаистических исследований.

10. Проблемы калмыковедения и монголоведения, изучение устного народного творчества калмыков.

Основная цель – исследование и издание лучших в художественном отношении калмыцких фольклорных произведений разных жанров на калмыцком и русском языках. Классификация фольклорных жанров. Изучение тематической, мотивной и сюжетно-композиционной структуры фольклорных памятников. Научный перевод оригинальных текстов на русский язык.

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении: УНЦ «Культурное наследие», научно-образовательный центр «Фольклор: Наука. Образование. Культура», научный центр «Бичик», гуманитарный факультет, институт калмыцкой филологии и востоковедения.

11. Организация туристического бизнеса на территории Республики Калмыкия.

Основные направления исследования: культурно-исторический туризм, экологический и лечебный (медико-климатическое зонирование эффективного использования природных лечебных факторов  для санаторно-курортного освоения Республики Калмыкия).

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении: Экономический факультет

12. Совершенствование содержания методов обучения и воспитания.

Область научных исследований: внедрение методики УДЕ (условные дидактические единицы), менеджмент профессионального образования, личностно-ориентированные технологии в современном вузе.

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении: учебно-производственный комплекс «Инновационные технологии в профессиональной подготовке», музей ФГБОУ ВО «КалмГУ», научно-образовательный центр «УДЕ и непрерывное образование».

13. Лингвокультурология и антрополингвистика.

Комплексное исследование разных типов дискурсов и концептов русской, калмыцкой, английской и американской лингвокультур. Сравнительно-сопоставительный лингвокультурологический анализ языковой картины мира представителей разных этносов и языков с привлечением данных когнитивной лингвистики. Подготовка академической грамматики калмыцкого языка.

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении: гуманитарный факультет

14. История буддизма.

Влияние буддизма на социально-экономическую и политическую жизнь калмыцкого общества, этническую культуру. Исследование развития мировых религий, религиозных институтов в контексте диалога культур. Анализ исторического опыта межконфессионального взаимодействия и особенностей мировоззренческих систем православия, буддизма и ислама (на примере Республики Калмыкия).

Структуры вуза, функционирующие в данном направлении: научно-образовательный центр Буддийской философии