Стартовали курсы повышения квалификации по программе «Тодо бичиг»

 

В целях реализации мероприятий стратегического проекта «Республика Калмыкия – перекресток культур, туристических путей и гуманитарных проектов» Программы развития ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» на 2021-2030 годы в институте калмыцкой филологии и востоковедения 10 мая стартовали курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Тодо бичиг» (72 часа) для учителей образовательных учреждений Республики Калмыкия. Слушателями курсов являются учителя калмыцкого языка и литературы: МКОУ «Малодербетовская СОШ им. К.Д Убушиевой», МБОУ «СОШ № 2» г. Элиста, МБОУ «СОШ № 21» г. Элиста, МБОУ «КЭГ им. Зая-Пандиты» г. Элиста, МКОУ «Яшкульская МГ им. Хаглышевой Е.К.», МБОУ «СОШ №3 им. Сергиенко Н.Г.» г. Элиста, МБОУ «СОШ № 4» г. Элиста.

Курсы проводит канд. филол. наук, доцент кафедры калмыцкого языка, монголистики и алтаистики Бембеев Евгений Владимирович. Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Содержание программы курсов рассчитаны на 6 модулей, в каждом модуле от 2 до 6 тем.

Впервые в обучении будет использована нейросетевая модель машинного распознавания текстов на Тодо бичиг, которая была разработана Центром цифровой трансформации КалмГУ и преподавателями института.

Слушателям расскажут как разрабатывалась программа, какая работа была проведена, сколько рукописных текстов на Тодо бичиг было оцифрованы преподавателями, а также  об основных этапах процесса распознавания рукописного текста на Тодо бичиг, о приведенных результатах исследования. Разработанный в данном исследовании алгоритм производит офлайн распознавание рукописного текста на основе разбиения букв Тодо бичиг на ключи и распознавании ключей с помощью неокогнитрона. Разработанное в результате данной работы приложение позволит значительно упростить работу переводчиков, а также поможет при изучении Тодо бичиг.

В результате обучения слушатели должны приобрести следующие знания и умения: специфику обучения основ ясного письма (Тодо бичиг); компетенции преподавателя основ ясного письма (Тодо бичиг); научно-методические основы обучения основ ясного письма (Тодо бичиг); систему графики и орфографии, грамматики старописьменного калмыцкого языка; факторы, затрудняющие обучение основ ясного письма (Тодо бичиг); виды и стратегии чтения памятников на старописьменном калмыцком языке; методы обучения технике чтения на старописьменном калмыцком языке; приемы обучения технике письма на старописьменном калмыцком языке и основы каллиграфии.

После завершения курсов слушатель должен уметь: использовать основные модели построения урока по основам ясного письма (Тодо бичиг); организовать педагогическое взаимодействие на уроке по изучению основ ясного письма (Тодо бичиг); составлять учебную программу для учащихся; использовать основные приемы и принципы обучения чтению, письму на ясном письме (Тодо бичиг); использовать основные приемы работы с учебными материалами; подбирать упражнения при обучении основам ясного письма (Тодо бичиг).

 

Директор ИКФВ М.А. Лиджиев,

Зам. директора ИКФВ по учебной работе В.В. Салыкова