Символы государства как отражение его истории

Символы государства как отражение его истории 

22 августа, День государственного флага, — один из самых «молодых» праздников современной России, установленный на основании Указа Президента РФ № 1714 от 20 августа 1994 года. Хотя сама история российского триколора насчитывает  не одну сотню лет и отражает многовековую историю  государства. Первые упоминания о флаге относятся ко времени правления первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича (годы правления: 1613 – 1645 гг.). Именно тогда на кораблях, которые шли в Персию, появились прототипы российского флага. По-настоящему русским трехцветное полотнище стало при Алексее Михайловиче (1645 – 1676 гг.): именно во времена его правления, на фрегате «Орел» был впервые поднят в качестве государственного флага трехцветный стяг.

А вот законным «отцом» триколора стал Петр I (1682 – 1721 гг): именно по его указу от 20 января 1705 года «на торговых всяких судах» должны были поднимать бело-синий-красный флаг.

Национальным символом России триколор стал только при Николае II (1894 – 1917 гг.) в 1896 году. Однако с приходом большевиков изменилась не только страна, строй и уклады, но и символы – флаг нового социалистического государства приобрел единый красный цвет, символизирующий пролитую кровь в борьбе со старым режимом.

Но вот уже почти 30 лет, в новое время, российский триколор имеет   статус национального флага.

Если задаться вопросом, что означает новый памятный день в календаре, то ответом будет, что это праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости.

В этнокультурном аспекте флаги государств представляют собой их символическое «лицо»,  сконцентрированное отражение их истории и традиций,  отражение настоящего,  устремление в будущее.

Создание государственных символов, в данном случае флага, требует не только адекватного отражения судеб государств и народов, не просто художественного творчества. Ведь со временем они становятся  историческими памятниками. Их возникновение, жизнь, та или иная форма исторически обусловлены, их эволюция находится в тесной связи с общеисторическим процессом. Они также выполняют задачи социальной коммуникации. Символы государства сопряжены и с их отличительным назначением,  геральдика абсолютно функциональна: они  нужны как выражение традиций, как  зрительная память  и образ о  былом народа.

В этом плане символы являются ключевыми факторами, отражающими национальную идентичность.  «Идентичность – явление, бесспорно, историческое, а если хотите, где-то в подсознании и генетическое, и может быть не в смысле слова «зова крови», а социально-исторического опыта самочувствия рода, народа и Отечества в смысле социальной и этнонациональной памяти. Сознательному человеку свойственно самосознание, самоосознание, а значит, и идентичность. Даже потеря рода, народа, страны и государства не всегда способны вытравить из сознания людей элементы их идентичности. Через поколения и переходы, переселения и ассимиляции, интеграции в человеческой памяти может находиться, оживиться осознание своей родовой, этнонациональной, отечественно-гражданской общности» — отмечал Рамазан Абдулатипов.

Удивительно, но именно такое осознание этнической идентичности дает флаг как символ, как возвышенное обращение к своей истории, как отражение особенной судьбы народа, как надежду на его силу и мощь. Флаг является ярким маркером, визуальным средством в желании подчеркнуть особенную  близость к своему отечеству, малой родине. Именно с флагом демонстрируют свои успехи, победы, особенно спортсмены, на международном уровне.

При разработке государственных символов авторы для более точной презентации этнической специфики используют самые сокровенные и памятные  явления, мифологические персонажи, объекты, связанные с материальной культурой, отражающие общее историческое прошлое.

В отдельных случаях есть почти математическая логика построения флага. Скажем, в Великобритании: покровитель Англии — святой Георгий, поэтому первый элемент флага — на белом полотнище красный крест, затем — присоединение Шотландии, ее покровитель святой Андрей, и это уже белый диагональный крест на синем поле, он соединяется с георгиевским крестом. Возьмем  эмблему Ирландии — здесь уже  святой Патрик и т.д.

В то же время существуют и своеобразные внутренние закономерности их создания, не позволяющих, например, считать гербами как символы любые эмблемы и отличительные знаки, которые возникали с глубокой древности в различных культурно-исторических регионах.

Описание и порядок официального использования государственного флага Республики Калмыкия установлены законом «О государственных символах Республики Калмыкия», изданным 14 июля 1996 года.

В соответствии с ним государственный флаг Республики Калмыкия представляет собой прямоугольное полотнище золотисто-желтого цвета, в середине которого изображен голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков.

Верхние пять лепестков лотоса олицетворяют пять континентов земного шара, четыре нижних лепестка – четыре стороны света, символизирующие стремление народов республики к дружбе, сотрудничеству со всеми народами мира.
Традиция синего цвета имеет древнюю тысячелетнюю историю. Ведь наши монголоязычные предки почитали как Верховное божество Вечное Синее небо – «мөнк и көк теңгр», молились ему о счастье и благе народа и каждой семьи. Белый цвет — цвет надежды, цвет всеобщего благоденствия и будущности, цвет Белых Мыслей и Белого Месяца. Он понятен и ясен каждому калмыку и приемлем без всяких оговорок.

Третий цвет – желтый. С 1640-х годов желтый цвет, отражающий вероисповедание народа, стал входить в государственную символику ойратов, в калмыцкий эпос «Джангар,

Эти цвета – синий, белый, желтый, пользующиеся особым почтением у народа на протяжении многих веков, заняли достойное место в главных символах Калмыкии.

Автором Государственного флага Республики Калмыкия является художник Бата Эрднеев. Государственный флаг Калмыкии внесен в Государственный геральдический регистр РФ под №151.

Раиса Дякиева,  доктор педнаук, профессор ИКФВ КалмГУ