В Институте калмыцкой филологии и востоковедения прошел мастер-класс по ойратской письменности

В истории калмыцкого народа, богатой на события и испытания, особое место занимает фигура Огторгуйин Далай Зая-пандита, великого просветителя, общественного и государственного деятеля. Его рождение в 1599 году ознаменовало начало новой эпохи в жизни калмыцкого народа, эпохи просвещения и культурного расцвета. Зая-пандита не просто жил, он вел народ к знаниям и процветанию. Он был и глубоким философом, религиозным деятелем, ученым и просветителем.

Зая-пандита стремился объединить ойратский народ, укрепить его духовные и культурные основы. Именно он понял важность письменности для сохранения и развития культуры, для передачи знаний будущим поколениям. В 1648 году Великий Зая-пандита реформирует монгольскую письменность «худам бичиг» и создает «тодо бичиг» («ясное письмо»).

В рамках празднования Дня национальной письменности в стенах Института калмыцкой филологии и востоковедения прошел мастер-класс по ойратской письменности. Студенты не только сделали первые пробы пера, но и прониклись искусством каллиграфии.

Ойрат-монгольская каллиграфия — это не просто искусство красивого письма, а целая вселенная, хранящая в себе дух и традиции древней культуры. Она представляет собой уникальное воплощение ойрат-монгольского культурного опыта, передающегося из поколения в поколение. Изящное письмо каллиграфии несет глубокий смысл, отражая ментальность, мировоззрение и историю народа. Каждое штриховое движение, каждый завиток в Ойрат-монгольской каллиграфии являются результатом вековых наблюдений за природой, пониманием ее красоты и гармонии. Искусство письма, как и все формы художественного выражения ойрат-монгольской культуры, тесно связано с окружающим миром: плавность линий напоминает изгибы горных хребтов, строгость штрихов отражает величественность степи, а гармония в построении композиции — чувство баланса, присущее жителям этой загадочной земли.

Каллиграфия «тодо бичиг» — это не просто демонстрация красоты традиционного искусства, а своеобразный мост в прошлое, позволяющий современному человеку прикоснуться к духовной истории калмыцкого народа. Каллиграфия находит все больше приверженцев среди молодежи, которая ищет в традициях своего народа корни своей личности, свои духовные ориентиры. Именно в каллиграфии они находят глубинный смысл и неповторимую красоту традиционного мира, переосмысливая ее в контексте современности.

 

Босхомджиев М.В., доцент кафедры калмыцкой литературы и журналистики

Института калмыцкой филологии и востоковедения