Продвигая русский язык, развиваем межгосударственные отношения

 

Продвижение русского языка и великой русской литературы за пределами нашей страны, координация деятельности филологов по поддержке государственного статуса русского языка в нашей многонациональной стране – эти и другие вопросы стали во главу угла Педагогического форума филологов Калмыкии, который прошел сегодня на базе КалмГУ. Масштабное мероприятие проводится впервые в республике, его инициатором выступил Калмыцкий университет. В нем приняли участие филологи, представляющие академическую и вузовскую науку, учителя-практики, работающие в общеобразовательных учреждениях республики. Кроме того, для участия в работе форума прибыли ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Рязани. Впервые в нашу республику прибыли руководители Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). 

Как было отмечено в ходе форума, на сегодняшний день именно общеобразовательные учреждения  являются главным звеном по формированию основ грамотного письма и правильной русской речи. К слову,  сегодня в нашем регионе  функционирует 162 школы, в которых трудятся более 1200 учителей-филологов. Из них львиная доля — это выпускники Калмыцкого государственного университета. И в сегодняшнем форуме приняли участие представители всех 14-ти муниципалитетов.

Опорный вуз республики уделяет большое внимание  продвижению русского языка и литературы и экспорту российского образования за пределами нашей страны, отметила в своем выступлении профессор Тамара Есенова, зав.кафедрой русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. Нашим университетом подписаны соглашения о сотрудничестве со 108 вузами 22-х стран. В рамках этих соглашений реализуется ряд мероприятий, направленных  и на поддержку преподавания на русском языке в этих странах — это ежегодные международные дистанционные олимпиады по русскому языку и страноведению, дистанционные языковые школы, дни русского языка, курсы повышения квалификации преподавателей русского языка за рубежом.

— Наши преподаватели обучают русскому языку в Китае, Монголии, Узбекистане, Палестине. КалмГУ инициировал открытие центров русского языка и культуры в разных странах. Уже успешно функционируют центры в Монголии, Палестине, Узбекистане. Планируется открытие такого центра в Республике Бенин, — поделилась Тамара Саранговна. — Наш университет участвует в реализации государственной задачи по поддержке и продвижению русского языка за рубежом и в интересах развития международного культурного-гуманитарного сотрудничества и формирования позитивного образа РФ в мире.

По мнению профессора Волгоградского государственного социально-педагогического университета В.И. Супруна, который в ходе пленарного заседания выступил с докладом «Красота и величие русского языка»,  очень важно, чтобы развивался русский язык, чтобы негативные тенденции в нем были преодолены. «Благодаря КалмГУ,  который является удивительным и самым интересным университетом в нашей стране, так как мы убедились, что в нем развивается все самое новое и положительное, что только можно придумать. Сегодня удивили меня тем, что КалмГУ планирует открытие центра русского языка  в Республике Бенин. Мало, кто способен на такие поступки для развития наших межгосударственных отношений», — отметил профессор В.И. Супрун.

Говоря об актуальности тематики форума, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Н.С.Трухановская подчеркнула, что большое внимание нужно уделять методикам преподавания русского языка. «Я бы исходила из понимания русского языка не просто как предмета изучения школьного или предмета дисциплины внутри вуза, а с точки зрения того, что русский язык это важнейший механизм для роста благосостояния каждого отдельного человека и соответственно той страны,  в которой он живет», — отметила Наталья Сергеевна. В ходе форума был сделан акцент и на научной проблематике, волнующей  филологическое сообщество.

Руководитель Аппарата МАПРЯЛ Наталья Брунова рассказала о деятельности двух  профессиональных объединений преподавателей -русистов (МАПРЯЛ и РОПРЯЛ), развитии науки о языке в целом в сообществе с зарубежными коллегами. « В нынешних реалиях  в силу объективных причин с какими-то странами сейчас будет затруднительно работать, поэтому, скорее всего, мы будем переориентироваться на работу со странами латиноамериканского региона, Юго-Восточной Азии. У нас много коллег, работающих в Африке и которым также требуется поддержка. Вот сегодня узнали,  что КалмГУ планирует начать работу в Африке. Здесь у нас есть как раз поле для совместной деятельности», — поделилась Наталья Брунова.

Заместитель директора по науке Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Е.Я. Шмелева считает важным обмен опытом и исследованиями со своими коллегами. «Книгопечатание отстает от новых тенденций, — пояснила Елена Яковлевна. – То есть наши академические словари хорошие, но они изданы давно. Русская грамматика в последний раз издавалась в 1980 году . С тех пор очень многое поменялось в языке,  поэтому очень важно  общаться, рассказывать о новых исследованиях и тенденциях в изучении русского языка, и поэтому я считаю, что такие форумы — это прекрасное место для формальных и неформальных контактов, что тоже очень важно».

Ректор КалмГУ Бадма Салаев подчеркнул, что  университет всегда был и остается площадкой для организации подобных форумов, поскольку они дают возможность знакомиться с лучшими практиками,  формировать общие задачи, и, конечно, поддержать учительское сообщество, которое выполняет важную миссию — воспитание и обучение подрастающего поколения. Кроме того, Бадма Катинович поделился тем, что принято решение об открытии научного центра от РАО на базе КалмГУ, что также является значимым событием не только для вуза, но для региона в деле решения многих вопросов в области педагогического образования. Калмыцкий университет вошел в число 11 вузов РФ, в которых будут открыты научные центры от РАО.

В ходе пленарного заседания Педагогического форума филологов республики было заслушаны десять докладов. В их числе подробно была представлена информация о результатах государственной аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия по русскому языку и литературе, существующих проблемах и путях их решения. На эту тему выступили директор МБОУ «СОШ №17» им. Д.Н. Кугультинова, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный учитель Республики Калмыкия Р. Ш. Эрднеева, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ №17» им. Д.Н. Кугультинова Г. М. Менкеева и Отличник народного просвещения Российской Федерации, Заслуженный учитель Республики Калмыкия Е. К. Манджиева.

 

 

Саглара Чингеева