Памяти унесенных ветрами необъявленной, неназванной войны. Беслан. 20 лет.

Нет человека, идущего по жизни не «…ощущая под ногами истертый камень школьного крыльца», поэтому День знаний – праздник и для учеников, и для учителей, и для тех, кто уже провожает в школу детей и даже внуков! Вереницы загоревших за лето школьников, воздушные банты девчушек, огромные букеты, за которыми смущенные первоклашки, а еще трель школьных звонков, улыбки, объятия – приметы этого праздника.  Так было всегда, но 20 лет назад праздник в одной из школ страны был прерван   боевиками, захватившими в заложники учителей, детей и их родственников. Трое суток 1128 человек были в плену у бандитов в заминированном спортзале, без еды, воды под дулами автоматов. Трое суток продолжался этот ад, в результате которого погибли 334 человека, 126 человек стали инвалидами, в числе которых 70 детей. Во время штурма школы погибли 10 бойцов Центра специального назначения ФСБ России и это самая большая потеря за всю историю российского спецназа.  Трое суток страна жила в одной неистовой молитве о спасении заложников. Так мир услышал о маленьком городе Беслане, в котором теперь вот уже 20 лет учебный год начинается 4 сентября.

1 сентября в 9 часов школьный звонок дает старт трехдневной Вахте памяти по жертвам теракта, по 334 не случившимся судьбам, 186 из которых дети, чьи портфели так и не открылись.  Кто-то так и не услышал свой первый школьный звонок, теперь уже никогда не прозвенит для них всех и последний школьный звонок, не закружат они в последнем школьном вальсе… Кто-то бы стал учителем, кто-то врачом, водителем, да мало ли кем!  Просто наши сограждане, чьи-то дети, подруги…  уже имели бы своих детей, заботились бы о родителях… все как у всех. Теракт против детства, что может быть чудовищнее? Именно он в 2005 г. стал поводом для внесения в закон «О днях воинской славы и памятных дат России» поправки, согласно которой установлен День солидарности в борьбе с терроризмом – 3 сентября.

Противодействие терроризму – одно из приоритетных направлений в политике нашего государства находит поддержку и в работе научной библиотеки, сотрудниками которой проводится немало мероприятий по формированию у студентов нетерпимого отношения к экстремизму, воспитания у них толерантного сознания. Это кураторские часы, книжные выставки, просмотр документальных фильмов.

Мы говорили с ребятами о том, что мемориалы в память о терактах, разного рода памятные знаки, мероприятия, связанные с такими трагедиями – они не только выражают боль и скорбь, но и представляют собой протест против террора, выражают надежду на то, что это безумие можно остановить. Это и выражение солидарности людей перед лицом такой угрозы, привлечение внимания общества, а значит, нас всех. Они напоминают нам о хрупкости мира, его уязвимости.

Так, о том, что боль Беслана не утихла, говорит копия скульптуры итальянского художника Ренцо Венди «Крик Беслана», установленная 1 сентября 2024 г. у входа в спортивный зал, в котором держали три дня заложников. Монумент был сделан автором по облетевшей мир фотографии вынесенного из-под обстрела Гриши Ильина, в момент теракта девятилетнего мальчика, которому посчастливилось остаться в живых. Сегодня он работает врачом-реаниматологом в больнице Беслана.

Р. Венди задумывал скульптуру, как подарок Беслану, но его уговорили в 2006 г. установить работу в Сан-Марино. И вот через много лет он передал эскизы в Северную Осетию, где в мастерской Таймураза Зангиева и была изготовлена копия, еще одна дань памяти.

С. Богаева, зав. ООМР НБ