Научные проекты КалмГУ: «Эпос монгольских народов в фольклорных традициях сибирских тюрков»

«Каждый новый научный факт, установленный в результате исследования — это вклад в развитие той или иной области науки. Наш проект важен для продвижения научных идей, гипотез, результатов совместных исследований в международное научно-образовательное пространство, для укрепления имиджа и определения перспектив стратегического развития КалмГУ как одного из ведущих востоковедных научно-образовательных центров Российской Федерации», — считает профессор КалмГУ Евдокия Хабунова, руководитель проекта «Эпос монгольских народов в фольклорных традициях сибирских тюрков»

На сегодняшний день в КалмГУ успешно реализуется практика по созданию временных научных коллективов с привлечением ведущих ученых РАН, вузов России и зарубежья под решение задач в рамках приоритетных направлений развития научной деятельности. За последние четыре года Калмыцкий университет реализовал более 30 проектов в рамках международных временных научных коллективов. В апреле текущего года в КалмГУ был объявлен конкурс проектов по приоритетным научным направлениям. Всего было представлено 32 проекта, экспертизу заявок провели приглашенные эксперты РФФИ и РНФ. В результате поддержано 11 заявок. В их числе проект профессора Е.Э. Хабуновой  «Эпос монгольских народов в фольклорных традициях сибирских тюрков». В состав исполнителей данного проекта вошли представители Академий наук Монголии и Венгрии,  Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ), Институт мировой литературы им. А. М. Горького  РАН (г. Москва), Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (г. Якутск) и Калмыцкий государственный университет. О том, что на сегодня сделано в рамках работы над данным проектом в интервью с профессором Е.Э. Хабуновой.

— Евдокия Эрендженовна, почему была выбрана имена эта тема, насколько она актуальна для всех участников временного научного коллектива?

— Тема проекта была сформулирована в ходе обсуждения проблемы взаимодействия устных традиций монгольских и тюркских народов на дискуссионной площадке III Международного научного форума «Сетевое востоковедение: взаимодействие монгольских и тюркских этносов во времени и в пространстве», проведенного Калмыцким университетом в прошлом году.

Проблема взаимосвязи фольклора тюрко-монгольских народов не нова, но до сих пор остается малоизученным сам механизм проникновения фольклорных сюжетов, мотивов, образов, символов и т.д. одной устной традиции в иную и их адаптация в новых (языковых, культурных, исторических и других условиях). Тюркоязычные племена, населяющие Южную Сибирь, уже с XII века имели тесные контакты с монголами, а позднее, отдельные из них оказались в реалиях «монгольского времени» почти до середины XVIII в. Эти исторические факты не могли не повлиять на межэтнические связи  фольклора, не отразиться на разных его уровнях и воплощениях.

Изучение отдельных фактов в их совокупности может привести к обнаружению закономерности в фольклорном процессе. К примеру, сравнительное изучение сказания «Богда Чангар хан», записанного у тувинского сказителя Баяна Балбыра в приграничном с Западной Монголией районе, с национальными версиями героического эпоса монгольских народов «Джангар»  привело нас к выводу  о том, что тувинское сказание является результатом творчества сказителя, знакомого с ойратской эпической традицией и сумевшего адаптировать «привнесенный» эпический сюжет в тувинскую фольклорную среду, сохранив при этом важные для эпического нарратива сегменты (результаты совместного исследования опубликованы в журнале «Новые исследования Тувы» 2019. №4. С. 109 – 119).  Не совсем ясна картина с алтайским эпосом «Янгар (Дьянгар)», записанного от талантливого сказителя Н.К. Ялатова: это исконно народный эпос алтайцев или опыт творческого соединения отдельных сказаний, заимствованных двуязычными алтайцами у ойратских «туульчи» и исполнявших их на алтайском языке? Ответы на этот и другие вопросы предстоит получить  в ходе дальнейшего изучения фольклора монгольских и тюркских народов совместно с учеными из других российских и зарубежных центров. Научный потенциал и география участников (известные российские и зарубежные ученые из более 20 регионов) проектов, направленных на исследование сказочного фольклора народов Евразии  (проект «Сказки народов Евразии», по результатам которого подготовлена серия изданий: «Сын медведя», «Мачеха и падчерица», «Хитрая наука») и эпоса монгольских и тюркских народов (фольклористы из России, Монголии, Венгрии, Китая)  вселяет надежду на  успех.

— На сегодняшний день, что  удалось сделать по проекту?

— Работа по реализации проекта уже выполнена в том объеме, в каком она была предусмотрена, но исследования в области сравнительного изучения фольклора монгольских и тюркских народов будут продолжены, так как у научного коллектива на данный момент имеются и материалы для дальнейших исследований, и общее видение путей решения научных проблем. Мы разработали модель структурно содержательных сегментов фольклорного текста, но к которому можно приложить и другие традиции, материалы, то есть разработали новые методологические подходы и приемы.

Результаты исследований апробированы в монографии «Сказки народов Евразии. Хитрая наука», а также в семи научных статьях, две из которых опубликованы в  Scopus &WoS. Мы также выступили с докладами на трех конференциях: Международная научная конференция «Монголоведение в начале XXI в.: современное состояние и перспективы развития – II» (Элиста); Международная научная конференция «Эпос „Гэсэр“- духовное наследие народов Центральной Азии» ( г. Улан-Удэ); Всероссийская научно-практическая конференция «Векторы развития гуманитарной науки в современном мире» (г. Горно-Алтайск).

Представляется важным, что результаты научных исследований используются в учебном процессе в виде видео-лекций, подготовленных членами международного научного коллектива для магистрантов направления «Филология» (фольклористика и мифология).

— Вопросы интеграции и кооперации, особенно в научной сфере, сегодня актуальны как никогда. Но надо отметить, что КалмГУ практику создания международных временных научных коллективов внедрил еще в 2016 году. На Ваш взгляд, насколько сегодня это влияет в целом на имидж университета?

— Безусловно. Создавая такие коллективы, КалмГУ руководствовался необходимостью укрепления научных связей с академическими структурами и вузами в области востоковедения, предвидел эффективность консолидации усилий и заинтересованность партнеров   в области комплексного изучения  культурного наследия народов Евразии. Новаторство Калмыцкого государственного университета не осталось незамеченным:  практика создания временных научных коллективов КалмГУ вызывает большой интерес в научно-образовательной сфере не только в России, но и за рубежом. Оно оказалось созвучным  в контексте определения стратегических перспектив России в области интеграции науки и высшего образования через создание консорциумов.

Руководство КалмГУ создало условия, при которых это стало  возможным, а участники проектов, выполняемых по внутривузовским грантам, показали свою состоятельность как научный коллектив. Деятельность членов таких научных коллективов КалмГУ уже не ограничивается рамками реализуемых проектов, она направлена на совместные исследования по грантам РФФИ, РНФ, на совместные конференции, издания, экспедиции, на подготовку магистрантов, аспирантов, кандидатов и докторов наук, на оппонирование диссертаций, рецензирование научных статей  и монографий и т.д.

 

Саглара Чингеева