Мастер-класс профессора

Доктор филологических наук, профессор Данара Аксеновна Сусеева 5 декабря провела открытое занятие по дисциплине «Русский речевой этикет» со студентами третьего курса специальности «Русский язык и литература» Гуманитарного факультета. На открытом занятии присутствовали коллеги, преподаватели кафедры «Русский язык и общее языкознание, русская и зарубежная литература»: доктор филологических наук, профессор Трофимова Светлана Менкеновна, кандидат филологических наук, доцент Кичикова Надежда Андреевна и автор данного сообщения.

Тема практического занятия «Невербальные средства выражения русского языка и этикет» была увлекательной. Студенты выделили интересные аспекты изучаемой темы: кинесику (жесты, мимику, улыбку, контакт глазами и др.), голосовые характеристики, такесику (рукопожатия, похлопывания, поцелуи) и проксемику (пространственную структуру общения), раскрывая проблемы устного общения (коммуникации), связанные с вопросами этикета. По существу, ответы студентов свидетельствуют о том, что они  при подготовке к занятию применяли синергетический подход. Суть такого подхода, как известно, заключается в том, что у студентов в процессе изучения конкретной темы происходит самоорганизация мышления, появляются новые качества в результате выработки способности критически мыслить, накапливаются факты о системной организации изучаемого предмета.

Данное обстоятельство позволило студентам в своих ответах раскрыть не только научные и образовательные цели и задачи изучаемой темы, но также выявить  социальное, общественное значение невербальных средств выражения языка в сфере общения. Ответы студентов Базыровой Оливии,  Добрыниной Наташи, Кахрамановой Арины, Мартыновой Альбины, Шалхаковой  Джиргалы, которые были представлены в их сообщениях и презентациях, опирались на художественные тексты русской литературы. Способы решения лингвистических проблем с привлечением межпредметных связей придавали изучению обязательной учебной темы, предусмотренной программой гуманитарного образования, креативное содержание, как когнитивному процессу постижения материала, так и социально-культурному, морально-психологическому воздействию на формирование личности обучающегося.

Профессор Д.А. Суссева по достоинству оценила знания студентов, объявив каждому отвечавшему оценку «отлично».

 

 

Манджиев Н.Ц., кандидат филологических наук,

доцент кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы