Студенты филологи на VII Международном научном форуме «Сетевое востоковедение»

Прошел очередной международный научный форум востоковедов. Испытали свои силы-знания на форуме студенты-филологи:   Гиляна Кикеева, Сельби Хамраева и Николай Ливерко.  Студенты 3 курса Отечественной филологии Гуманитарного факультета выступили в секции «Национальный фольклор, литература и культура в современных условиях. В этой секции выступили с докладами ученые из Монголии, Китая (г. Урумчи, Внутренней Монголии), Узбекистана, российские ученые из Бурятии, Башкирии, Якутии, городов Астрахани, Горно-Алтайска, Махачкалы и др.

Научный доклад Гиляны Кикеевой,  Сельби Хамраевой «Махтумкули Фраги – классик литературы и наш современник», посвященный выдающемуся туркменскому поэту и мыслителю, 300-летие со дня рождения которого отмечалось в Калмыкии, был с интересом воспринят участниками форума. Великий поэт и мыслитель Востока Махтумкули Фраги предстал как реформатор туркменской поэзии, поэт-гумансит. Они подчеркнули нравственно-эстетические аспекты лирики поэта, которые сохраняют актуальность и в сегодняшней жизни, служат прекрасной школой воспитания молодежи, учат бережному отношению к национальным основам культуры, имеют значение для сохранения традиционных ценностей. Н.Ц. Манджиев выступал как научный руководитель и соавтор студентов Г. Кикеевой и С. Хамраевой.    Доклад «Концепция судьбы в дискурсе мировой литературы: опыт сопоставительного анализа (античный, русский и калмыцкий художественный текст») представил Н.Ц. Манджиев. Соавтором научной работы выступал Николай Ливерко, однако по причине болезни он не смог принять участия в заседании секции. Проблема судьбы в литературе – проблема актуальная. Авторы статьи предприняли попытку сопоставления смыслов понятия «судьба» в художественных текстах разных исторических эпох и народов разных вероисповеданий. Проблема судьбы в статье, рассмотренная на основе сопоставления исторических концепций в философии и художественной практике мировой литературы, даёт возможность понять специфику проявления традиции и толкования судьбы как культурного артефакта в конкретной национальной литературе. Понятие «судьба» присутствует едва ли не у всех народов мира. Судьба — это  некая совокупная предопределенность всех событий и обстоятельств, которые влияют на бытие человека, народа, историю, тем самым создавая несвободу личности. В статье на примере произведений калмыцкой прозы о литературе основано утверждение, что понятие «судьба» в текстах калмыцких писателей о депортации предстает как категория экзистенциальная. Человек и его бытие — уникальная реальная ценность, в которой посредством воли человек создает самое себя, тем самым творя свободную личность. И его существование как судьба – это экзистенциал человеческого бытия, выражающее  фундаментальные условия и возможности человека и его мира.

Участие студентов в научных конференциях разных форматов и уровней вводит их в мир научных исследований, знакомит с основами методологии и методики интерпретаций художественных текстов. Тем самым, способствует расширению познавательного, научного, в конечном счете, культурно-образовательного формированию личности.

Н.Ц. Манджиев, к.филол.н., доц.

кафедры русского языка и общего языкознания,

русской и зарубежной литературы