В настоящее время публичная речь играет активную роль в жизни общества. Как известно, владение умением выступать публично, эффективно воздействовать на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях и видах профессиональной деятельности: политике, менеджменте, юриспруденции, педагогике и др.
Основы ораторского искусства рассматриваются в рамках учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», которая входит в обязательную часть образования студентов-юристов.
15 декабря в группе 1 курса направления «Судебная и правоохранительная деятельность» состоялось открытое занятие доцента кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы Кичиковой Н.А на тему «Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория».
С учетом специфики учебной программы дисциплины преподаватель Кичикова Н.А. совмещала изучение теоретических вопросов из области риторики с практическими. Были рассмотрены основные понятия риторики как науки, этапы развития ораторского искусства, вопросы построения публичной речи, взаимодействия оратора и аудитории. Лектор подробно остановился на опыте судебного красноречия в России, так как можно говорить о сложившейся школе судебных ораторов с ее принципами. А.Ф Кони, Ф.Плевако, К.К. Арсеньев и др. были одаренными людьми: юридическую деятельность совмещали с литературной и научной работой. Их труды до сих пор являются руководством к созданию публичной речи.
Методы, применяемые преподавателем на занятии, были достаточно эффективны − способствовали усвоению обучающимися сложной темы. В аудитории была создана атмосфера сотрудничества: студенты были вовлечены в учебный процесс, проявляли активность.
Кичиковой Н.А. активно применялись технические средства обучения. Демонстрируемые слайды были составлены профессионально, отражали основные положения данной темы.
Занятие проходило интересно, побуждало студентов к самостоятельности мышления, к поиску ответов на вопросы, поставленные преподавателем. Так, по завершении занятия студенты выразили согласие с высказыванием Марка Туллия Цицерона, утверждавшего, что «поэтами рождаются, а ораторами становятся в результате постоянной работы над собой».
Кафедра русского языка и общего языкознания,
русской и зарубежной литературы